24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Если вы с детьми остались дома. Психолог рекомендует мультфильмы, которые полезно смотреть всей семьей

Текст: Проль Екатерина, 20 марта 2020

Минские школы и сады на карантин не закрываются. Но родители имеют право оставить детей дома. Если вы решили переждать вспышку коронавируса в своей обители, почему бы не провести время всем вместе за просмотром интересных мультфильмов?

Некоторые из них вдруг стали объектами критики. Цензоры непреклонны: «Ну, погоди!» неэтичен, «Том и Джерри» отдает расизмом, периодически ругают даже сериал «Маша и медведь». Но психолог Анастасия Шапель считает, что любой мультик можно сделать полезным, если обсуждать его с детьми. Мы попросили специалиста порекомендовать несколько вариантов для просмотра всей семьей.  


Анастасия Шапель
семейный и детский психолог

— Нужны ли детям мультфильмы?

— Похожий вопрос можно было бы задать и родителям. Например: «Нужны ли людям смартфоны?» И что бы вы ответили?

Как и те самые смартфоны, мультики — это одна из составляющих современного детского мира. Мультипликационная индустрия развивается очень активно. И благодаря ее продуктам у детей появляются темы для общения. Мало того, что мультфильмы интересно обсудить с друзьями и с родителями, дети копируют поведение любимых героев, цитируют их, примеряют на себя их модели поведения. Поэтому, да, мультфильмы — это неотъемлемая часть детства современных мальчиков и девочек. Сказочные персонажи становятся проводниками в окружающий мир.

В последнее время многие мультфильмы ругают. Но я советую родителям взять их в союзники. Даже если мультик плохой. Обсудите это с ребенком, и вы сможете наконец-то поговорить о вещах, о которых давно не решались. Приведу несколько примеров мультфильмов, которые я рекомендую своим клиентам и которые нахожу полезными.


Начинаем знакомство с миром


— С какого возраста можно начинать показывать мультфильмы? Здесь стоит понимать особенности развития психики ребенка, его нервной системы и познавательных способностей.

Детям младшего дошкольного возраста в силу незрелости тяжелее воспринимать действие на экране и удерживать свое внимание.

Для малышей в возрасте от 3 лет мультфильмы ограничены по времени (15-20 минут), они незамысловаты, но не просто так. Ведь ребенку пока еще трудно вникать в сложный сюжетный ряд.


По такому принципу сделаны, например, «Свинка Пеппа» и «Маленькие Энштейны». Взрослым они, конечно, неинтересны. Но полезны постоянным повторением каких-то обучающих истин. Например, малышу рассказывают про цвет, или про форму, или про звуки. Все в мультфильмах для самых маленьких направлено на удержание внимания и закрепление информации. Не стоит ждать от мультиков для малышей глубины.


Развиваемся и изучаем жизнь


— Сегодня многие почему-то ругают мультфильм «Маша и медведь», не понимают, почему он обрел такую популярность не только на родине, но и за границей. А ведь все просто.  

Детям всегда интересно наблюдать за персонажами своего возраста. Так мальчикам и девочкам история становится ближе и понятнее.

Девочка в мультике — такого возраста, с которым ребенку легко идентифицироваться. Плюс она решает как раз те задачи, которые характерны для периода 3-5 лет. Это время самостоятельности, когда дети стремятся все попробовать, пощупать, испытать, они хотят проявлять инициативу, действовать. Маша — само воплощение активности. Она интересуется всем на свете, она каждый день учится, а сидеть на месте для нее — настоящая мука!

Почему Маша так нравится многим взрослым? Потому что нам приятно вспоминать себя маленькими в том же возрасте, а еще нравится сравнивать эту малышку со своим чадом. С другой стороны, некоторым родителям больше по душе медведь. Они понимают его, как мудрого взрослого, которому приходится постоянно спасать Машу. Чувство солидарности дарит облегчение и родителям.

Не вижу ничего плохого ни в Маше, ни в ее старшем товарище. А если вы видите, просто обсудите хорошие и плохие качества героев вместе с ребенком. В большей степени не мультики чему-то учат детей, а ваши беседы по поводу той или иной истории. 


Работаем со страхами


— Ближе к старшему дошкольному возрасту (примерно к 5 годам) дети начинают понимать более сложный сюжет. Поэтому на них уже рассчитываются полнометражные мультфильмы для просмотра в кинотеатре. Причем часто опрометчиво. Ведь и в этом возрасте далеко не каждый малыш способен высидеть в кино столько времени. И тут дело не в воспитании или отсутствии интереса. Малышам интересно все, но недолго. И если внимание не переключается, ребята начинают уставать.

Тем не менее, более глубокие сюжеты помогают решать более сложные проблемы. А они уже могут появляться. Поэтому задача родителей — выбрать мультик под запрос именно своего ребенка. Они могут стать настоящим лекарством от детских тревог.

Допустим, у вашего малыша есть какие-то страхи. Значит, ищем мультфильм, в котором герой чего-то боится, но преодолевает это. Ребенок все впитывает как губка. Он учится тем навыкам, которые видит в жизни или… на экране.

Есть прекрасная книга Джулии Дональдсон «Груффало» и одноименный мультфильм по этой книге. Маленький мышонок гуляет по лесу, но очень боится его обитателей. Зверек учится хитростью выходить из сложных ситуаций и в итоге все разрешается благополучно. На мой взгляд, это прекрасная сказка для малышей, у которых есть какие-то внутренние опасения и тревоги.


Не боимся говорить о самом пугающем


Рано или поздно дети задают вопросы о смерти. Родители боятся этой темы как огня, ведь они не хотят напугать своих чад, но замалчивание информации лишь еще больше пугает.

Хорошо раскрывается тема смерти в мультфильмах «Книга жизни» и «Тайна Коко». Подойдет также «Король лев». Они о цикле жизни, о связи поколений о том, что смерть — это не конец и наши предки всегда рядом.

Родителям легче говорить с ребенком на такую, казалось бы, страшную тему, опираясь на мультипликационные истории, от которых можно построить мостик к ребенку и его проблемам. Особенно важно об этом говорить, если в жизни малыша уже произошла потеря.

Но если вы собираетесь показать малышу мультфильм с подобной тематикой, лучше сначала посмотрите его самостоятельно. Это нужно, чтобы подготовиться к сложным вопросам, а еще чтобы прислушаться к собственной интуиции и понять, подходит ли конкретный мультфильм именно вашему ребенку, именно в данный момент.


Разбираем родительские тревоги


— Мультфильмы на тему взаимоотношений в семье полезно смотреть и маленьким, и взрослым. Для этого подойдет, например, «Семейка Крудс». Мультфильм наглядно демонстрирует, что может произойти, если родители постоянно волнуются.

Ситуация в картине доведена до абсурда. Тут много юмора, который помогает посмотреть на сложную ситуацию с другого ракурса. В противовес настороженному папе его дочка смело познает мир. Она не боится изучать пространство вокруг и все время стремится вперед, что отражает период дошкольного возраста. В этом персонаже ребята обязательно увидят себя. 

В наших семьях сейчас очень много тревог. Папы и мамы сильно, порой чрезмерно, опекают детей. Но у оберегания есть противоположная сторона. Вы убиваете детский интерес к жизни, а это чревато ленью, капризами и апатией в дальнейшем. Поэтому рекомендую посмотреть мультфильм всем вместе.

Обсудите мультик, говорите о характерах героев, о том, почему они делают те или иные поступки, как выходят из трудных ситуаций. Спросите ребенка, как бы он поступил, будь он на месте персонажа, какие чувства у него вызывает мультик. Все это поможет вам больше узнать о ребенке.


Поднимаем тему конкуренции братьев и сестер


— Если в вашей семье есть такая проблема, хочу посоветовать мультфильм «Босс-молокосос». Он показывает, какие фантазии у старшего ребенка рождаются в отношении младшего. Будто тот на самом деле босс, который полностью захватывает внимание всех вокруг. А родители даже не подозревают о его коварстве.

Тут хорошо изображены переживания старшего ребенка. Это прекрасная платформа для обсуждения его состояния.

Попробуйте спросить: «Наверное, ты чувствуешь что-то подобное? Тебе не хватает внимания?» Отличный повод обсудить ситуацию в семье, понять, что чувствует ребенок, и подтвердить ему, что его чувства нормальны, вы их понимаете, принимаете и продолжаете его любить так же сильно, как раньше.

Для отражения переживаний младшего отлично подойдет недавно вышедший мультфильм «Вперед». В нем же поднимается сложная тема — тайное желание каждого ребенка, встретиться с погибшим/потерянным/ушедшим отцом.

Особенно сильно актуализируется это стремление в подростковом возрасте, что наглядно отражено в желании героя, который отправляется с  братом на поиск способа «возвратить» отца. Младший брат в этой ленте осознает огромный вклад старшего брата в свою жизнь и становление.   


Помогаем ребенку найти себя в этом мире


— Тема определения своей компетенции актуальна для более старшего школьного возраста, когда ребенок пытается понять, в чем он хорош. Тут я советую посмотреть фильм с элементами мультипликации «Паддингтон». Во второй его части мы видим, что мишка очень хорошо умел делать апельсиновый мармелад. И это умение спасало его не один раз. Любое дело, которое нам нравится, может однажды нас спасти. Главное — не бросать начатое.  

«ЛЕГО Фильм» тоже подойдет школьникам. Это о простом человечке, который не умеет фантазировать и вдруг попадает в мир избранных персонажей, у которых развито воображение и особые способности. Чем хорош этот мультик? Он говорит о том, что иногда в простоте скрывается истинный талант. Кроме того, картина отражает отношения в коллективе.

Часто бывает, что младшие подростки начинают размышлять о том, какое место они занимают в коллективе. Они видят успешных ребят, и самооценка падает. «ЛЕГО фильм» сравнивает героев, которые считаются крутыми, и героя, который ничем не выделяется на их фоне. Вроде бы сначала все против человечка, однако в ходе сюжета он получает признание. Это прекрасная тема для обсуждения и помощи ребенку адаптироваться в новой обстановке.

Любые мультфильмы, где главной темой является поиск своего дела, своего места, своей компетенции, подойдут. Тут уже можно обсуждать то, что нравится делать вашему ребенку и что, по его мнению, у него получается или не получается.

По мере взросления дети часто увлекаются мультипликационными сериалами. Я не берусь судить. Многие из них достаточно своеобразные. Они очень отличаются от мультиков нашего детства. Часто именно по этой причине родители запрещают детям смотреть подобные работы. А зря. Современные мультсериалы отлично раскрывают актуальные сегодня темы.

Нельзя ограничить ребенка только тем, что близко вам, например, советскими мультиками. Жизнь идет вперед.

Так, школьникам 9-10 лет можно порекомендовать сериал «Удивительный мир Гамбола». Да, он специфичен, но в нем раскрывается и тема первой влюбленности, и отношений между братьями и сестрами, и конкуренция, и взаимодействие в школе, и другие социальные темы. 


Знакомимся с проявлением своего Я


— В подростковом возрасте влиять на выбор того, что ребенок смотрит, родителям все сложнее. Но в младшем подростковом возрасте это возможно. Вопрос компетенции становится еще более важным и трансформируется в вопрос: «Кто я?».

Что посмотреть? Например, «Шрека». Главный герой здесь прекрасно знает, кто он. Он орк, и это ему нравится. А вот принцесса Фиона определиться со своей сущностью долго не может. Для родителей может быть неожиданно, но тема поисков себя, тема выбора тут раскрыты прекрасно.

О достижении своей цели рассказывает и «Зверополис». Хрупкая зайка решила, что она хочет стать полицейским. В мультфильме мы видим, что она для этого делала, как воплотилась в жизнь ее мечта. Это практически пошаговая инструкция для особенно мечтательных, но скромных детей. Она помогает быть более приземленным и целенаправленным.


Коротко


Как выбирать мультфильмы?

— Я бы советовала родителям делать это, исходя из того, чему вы хотите научить ребенка, какая у вас цель. А еще старайтесь больше доверять собственной интуиции, а не советам друзей или специализированных книг.

Иногда родители используют мультфильмы для того, чтобы на время занять ребенка. И в этом нет ничего плохого. Главное — не злоупотреблять. Плюс знакомая музыка из мультфильма или игровой фон даже помогают сосредоточить ребенка на каком-то другом деле. Помните про непроизвольное внимание? Оно фиксируется на том, что интересно. Поэтому мультфильмы могут служить палочкой-выручалочкой, чтобы собрать это расфокусированное внимание.

Почему желательно смотреть мультфильмы вместе с ребенком?

— Во-первых, чтобы понимать, что в этих мультфильмах показывается. Во-вторых, чтобы быть в курсе, какие знания закреплять. В-третьих, чтобы осознать, какие темы на данный момент больше всего интересуют или даже тревожат вашего ребенка.

Сколько можно смотреть мультфильм?

— По ребенку видно, когда он утомился. Если речь о кинотеатре, малыш начинает задавать вопросы не по теме, отвлекается, ерзает на стуле, может даже заснуть. Дома он станет капризничать, хныкать, вредничать, но при этом вряд ли попросит выключить мультик и даже может закатить по этому поводу истерику. А почему? Потому что мультфильмы призваны удерживать внимание и хорошо это делают.

Ребенок не всегда может понять, что пришло утомление. Вы взрослый, поэтому именно вы должны контролировать этот процесс. Малышам хватит 30 минут, детям постарше можно разрешить посмотреть мультики подольше.

Как предотвратить капризы после выключения экрана?

— Хорошо бы заранее оговаривать временные рамки просмотра. Можно поставить будильник, и его сигнал будет всем объявлять о том, что 30 минут истекли. Или можете ограничиться одной серией.

Попробуйте заключить с ребенком сделку. Определите сразу, кто будет выключать мультик. Если малыш берет эту миссию на себя, спросите: «А как мне поступать, если ты его не выключишь?». Тем самым вы даете ребенку понять, что считаетесь с его мнением. Это дает иллюзию выбора без выбора, но повышает ваш статус.

Чаще всего малыш говорит: «Тогда ТЫ будешь выключать». Договор заключен. Не отступайте от него, не давайте поблажек («мам, еще 5 минуточек!»), ребенок не способен осознать временные рамки. Учите малыша ощущать время.

Не станет ли для ребенка виртуальный мир более реальным, чем его жизнь?

— Нет, если у ребенка все нормально с психикой, нет ментальных заболеваний и особенностей.

Да, дети могут привносить элементы увиденного мира в свою жизнь, действовать, как эти герои, придумывать себе друзей-персонажей оттуда. Но это все игра. Это не значит, что он теряет связь с реальностью. Если у вас есть какие-то тревоги по этому поводу, просто обратитесь за консультацией к детскому психологу.

По теме: 10 советов психолога, как разговаривать с детьми по душам

Этот сайт использует cookies
Понятно