«Кое-что приходилось самому красить, ремонтировать». В гостях у 64-летнего силача в ФОКе Смолевичского района
Наш герой живет в агрогородке Октябрьский Смолевичского района. Как только мы вышли из электрички, нас по-хорошему удивил как агрогородок, так и сам Михаил Петрович — крепкий, спортивного вида мужчина, который своим духом и хорошей формой даст фору молодежи.
В свои 64 года Михаил Вербицкий 17-кратный чемпион Беларуси по пауэрлифтингу (берет около 300 кг в становой тяге), чемпион мира среди ветеранов по пауэрлифтингу, мастер спорта, тренер, дедушка и — молодой отец.
Прямо с электрички мы направились в физкультурно-оздоровительный комплекс поселка Октябрьский — второй дом Вербицкого.
По пути к комплексу убедились, что Михаил Петрович — что-то вроде местной достопримечательности: с ним здоровался каждый второй прохожий.
— Да, меня здесь все знают, не только за заслуги. Многие побывали в нашем ФОКе и прошли через нашу тренажерку, — пояснил нам Михаил Петрович.
В здании ФОКа был аккуратный, но повидавший многое тренажерный зал с потрепанным, но крепким спортивным инвентарем. Многое здесь сделано самим Михаилом Петровичем и его подопечными.
— Это наша «кузница силы», — почтительно говорит о своем кабинете смолевичский богатырь. — Да, выглядит, конечно, не внушительно, но тут все работает, все служит. Кое-что приходилось самому красить, ремонтировать. Но главное же не сам зал и его обстановка, а то, что в нем происходит. Ведь могут быть супермодные тренажеры, но в зале никто не занимается.
Михаил Петрович положил на стол пакет, заполненный медалями разного достоинства. Для любопытства мы приподняли его — там было 3-4 кг, не меньше.
— Белорусские я уже и не считаю, — говорит Михаил Петрович и достает плотную связку медалей на красно-зеленых лентах. — Лучше покажу вам, которые завоевал на международных турнирах. Я если еду на соревнование, то только чтобы выигрывать. Иначе зачем? Если не готов, то лучше подожду, еще потренируюсь, чтобы потом наверняка взять верх не только над ветеранами, но и над молодыми. И, конечно, я сам бью свои собственные рекорды.
Михаил Петрович бережно раскладывает перед нами медали международного достоинства.
— Первый мой зарубежный турнир был в 2013 году, в Украине. Там сразу же взял первое место, золото по пауэрлифтингу среди ветеранов в становой тяге. И сразу поставил рекорд — с первого раза взял 250 кг. Со второго — 280.
Потом Кубок Москвы, далее Кубок Евразии. Там решил проверить силы с молодежью. Я взял 290 кг при моих собственных 95 кг, а соперник 292 кг оторвать не смог.
Есть медали за победу в Москве, в «абсолютке» в группе от 40 и старше. Медаль за первое место на чемпионате мира, который проходил в Луцке, за победу на чемпионате, что в Питере. В апреле этого года снова думаю ехать на соревнования, только не знаю, в Москву или в Киев.
— Не подумайте, я не просто хвастаюсь, все это заработано большим трудом, частыми тренировками.
В доказательство Михаил Петрович продемонстрировал нам несколько спортивных упражнений. Сначала он указал нам на пять стальных «шайб». Каждая весит 2,5 кг. Я решила проверить их тяжесть: одной рукой кое-как приподняла на метр от пола только 2 шайбы. Михаил Петрович обхватил пятерней все 5 железок и легко поднял их на уровень груди.
Потом он полностью поднял тело, опираясь только на руки (это каким должен быть пресс!), легко подтягивался.
— Это все так, детские игры. Однажды при поднятии корпуса аж скамейку сломал. Вчера была тяжелая тренировка, поэтому сегодня немного отдыхаю. Раньше я подтягивался по три раза на правой и три раза на левой руке. Сейчас придет мой ученик, и я продемонстрирую вам еще одно упражнение «для пенсионеров», — пошутил смолевичский силач.
Пока ждали ученика и коллегу Михаила Петровича, мы спросили у него, как он умудряется держать себя в такой форме.
— Питание. Никогда не делал, не делаю и не буду делать из еды культа. То есть питаюсь правильно в нужном количестве и абсолютно всем. Могу и мясо, и сало, и даже 100 грамм иногда себе позволить, но очень редко. Ну, конечно, спортивное питание.
Лекарствами почти не пользуюсь. Слежу за собой, делаю прививки, когда необходимо. А вообще, я никогда не болел. Возможно, из-за того, что в детстве хорошенько пчелы покусали. Ровесники воспалением болели, а я ни разу.
Плюс моя сила, считаю, еще от природы и от предков. Например, мой прапрадед строил Борисовский собор и в одиночку таскал тяжелые бревна.
Важно и то, что мое хобби и увлечение есть моя работа. Я тренер в нашем ФОКе, воспитываю ребят. Пока меня никто из них не поборол, но у них все еще впереди. Они уважают меня, я уважаю их. Многое сейчас говорят про нашу молодежь… Да отличная у нас молодежь! Просто к каждому свой подход нужен и внимание. Один из принципов ЗОЖ — любить людей и детей. Сейчас людям не хватает доброты.
И, конечно, все рабочие проблемы оставляю на работе и не иду с ними домой, и наоборот.
Поговорили с Михаилом Петровичем и про семью:
— В России и Украине меня называют «наш дед», я совсем не обижаюсь. Я же действительно дед, у меня пять внуков. Дети есть старшие, а младшая дочка, от второго брака, скоро в школу пойдет. Старший сын — спортсмен, как и я. Но дочку в тяжелый спорт отдавать не хочу. А всяких гимнастик у нас в поселке нет.
Наконец подошел ученик и коллега Михаила Петровича, Андрей Булавский.
— Он не только мой ученик, но и мой тренер, — гордо представляет нам мастер своего ученика.
— На самом деле мы тренируем и поддерживаем друг друга. Здоровое соперничество, адреналин — это же только плюс. Хотя такого человека, как Михаил Петрович, я еще не встречал и на кулаках с ним бороться точно не буду, все равно не сдюжу, — отзывается о своем наставнике Андрей.
— В 11 лет пришел в школьную секцию по тяжелой атлетике. Там и познакомился с Михаилом Петровичем, — рассказывает Андрей. — Занимался в секции до 11 класса. Поступил в училище, там не было возможности заниматься тяжелой атлетикой, поэтому перешел в пауэрлифтинг, на силовой экстрим — он более разнообразный. Можно тягать камни, автомобили и прочее. Михаил Петрович — один из первых в Беларуси, кто попробовал силовой экстрим. Таких любителей во всей стране человек 6-8, а профессионалов и того единицы. Скептики были, но Михаил Петрович развеивает их скептицизм в раз. Еще и потому, что экстрим, активность, воля к победе, движение вперед и пауэрлифтинг — это не только профессия и увлечение, но и образ жизни.
Специально для этой встречи мы привезли с собой толстый каталог и предложили Андрею его порвать.
— Сколько здесь страниц, 800? Я в 1100 рвал. Жалко, вы один привезли, а то бы я оставил, пусть бы пацаны потом тренировались, — смеется Андрей.
— Я еще сковородки гну, но жена ругается, говорит, дорогое это сегодня удовольствие — сковородки гнуть.
Потом Андрей помог Михаилу Петровичу продемонстрировать «упражнение для пенсионеров». «Дед» снова поднимал корпус, но теперь пятками он держал 10-килограммовый кругляш. Михаил Петрович поднял почти весь свой собственный вес плюс 10 кг стали.
На память Михаил Вербицкий и Андрей Булавский оставили нам сувениры.
Андрей согнул в своеобразное сердечко двухсотые толстенные гвозди.
А Михаила Петровича мы попросили нарисовать что-нибудь, ведь в свое время он даже окончил три курса университета изобразительного искусства в Москве.
Это смотрелось невероятно, когда такой сильный человек в одночасье откладывает тяжелый «блин» и склоняется над листком бумаги.
Минут за 10 Михаил Петрович нарисовал нам автопортрет с подписью внизу — поделился своими планами на будущее.
— Как-то после международного турнира меня подошел поздравить какой-то мужик, простой, думал, наш, белорусский. Оказалось, мне пожал руку Эд Кон — американский пауэрлифтер, автор более 20 мировых рекордов.
В свое время восхищался тяжелоатлетом Юрием Власовым и Арнольдом Шварценеггером. Арнольду бы с удовольствием руку пожал.
А пока обещаю в мае этого года взять становую тягу в 317, 5 кг.
В Минск мы уезжали в приподнятом настроении. Не перевелись еще в стране богатыри и оптимисты, которые являются примером для подражания не только для молодежи, но и для людей старшего поколения. Именно такие люди доказывают, что борцом нужно быть всю жизнь и всегда идти вперед!