Дети, постепенно освобождаясь от опеки родителей, учатся выживать в непростом мире социальных отношений: они должны уметь разрешать конфликты, поддерживать длительные дружеские отношения, точно и объективно оценивать реальность. Перед ребенком стоит непростая задача – оценить, что находится в его власти, а что нет, способен ли он управлять тем, что находится в его власти, как он может приспособиться к тому, чем не в состоянии управлять.
Г. Клауд и Дж. Таунсенд в книге «Дети: границы, границы…» (2010) говорят о том, как сформировать зрелое поведение у ребенка, помочь ему устанавливать разумные границы в общении, правильно пользоваться своей властью.
Сохраняйте душевную близость с ребенком
Если ваш ребенок находится в отчаянии (например, не силах управлять реакцией своих друзей), испытывает страх перед собственной беспомощностью – сопереживайте ему, сказав такие слова: «Я могу сердиться на тебя, но пока мы с тобой не пройдем через все это, я не оставлю тебя, помни – я всегда рядом с тобой и готов поддержать тебя. Я делаю это для того, чтобы вместе разобраться в твоей ситуации».
Ограничивайте родительскую власть, тогда ребенок научится ограничивать свою
Признавайте собственное несовершенство, не стремитесь казаться всесильным, но в тоже время не преуменьшайте свою реальную власть. Старайтесь не прибегать к пустым угрозам, типа «Я заставлю тебя прекратить это» и т.п. Такое допустимо только в процессе воспитания очень маленьких детей, и то лишь в случае крайней необходимости. Более приемлемо будет сказать: «Я не могу заставить тебя прекратить это, но могу сказать, что произойдет, если ты не прекратишь».
Чтобы ваша родительская власть не обесценилась в глазах сына или дочери, всегда доводите дело до обещанных последствий. Ваша задача – помочь ребенку уловить связь между его выбором и последствиями.
Принимайте независимые решения
Не позволяете ребенку управлять собой. Показывайте, что его чувства и желания имеют для вас большое значение, но при этом выбор делаете вы и принимаете решение тоже вы. Потакание капризам ребенка, его прихотям приведет к печальным последствиям – сначала ребенок перестанет уважать вас, затем любую власть и авторитеты.
Если вы сомневаетесь в том, сможете или нет выполнить просьбу ребенка – говорите «нет». Родитель, сказавший «нет», а потом изменивший свое решение, – герой в глазах ребенка, а сказавший «да», и не выполнивший свое обещание, – предатель.
Дж. Таунсенд отмечает, что «главное, ни в чем от своего ребенка не нуждаться – ни в благодарности, ни в поддержке, ни в уважении, ни в понимании. Вы обязаны требовать от ребенка соответствия определенным поведенческим стандартам не потому, что нуждаетесь в этом, а потому что в этом нуждается он».
Очень важно родителям удовлетворять свои жизненные потребности в общении с другими людьми. Пусть в общении с вами ваш ребенок остается самим собой.
Воспитывайте в ребенке способность управлять собой
Воспитание ребенка, это нелегкая, но временная работа. До совершеннолетия ваш ребенок находится в вашей власти. Но по мере роста, он становится способным брать ответственность на себя, и позвольте ему становится все более независимым. Цель родителей – не утверждение превосходства одного над другим, а сохранение и укрепление взаимной привязанности двух взрослых людей. Самое сложное для родителей взрослеющего ребенка – точно определить, что можно ему разрешить сделать самому, а что ему позволять еще рано.
Поощряйте независимость ребенка
Развивайте в ребенке способность принимать решения, не впадая в крайности. Например, подросток может выбирать себе друзей, одежду и музыку – но в соответствующих пределах. Родители, как отмечает Дж. Таунсенд, это своеобразная лаборатория, в которой дети на практике познают разницу между всевластием и независимостью.
Задача родителей – научить ребенка пользоваться властью и свободой, научить уважать, возводить и соблюдать границы. Дети иногда способы устанавливать для себя более жесткие последствия, чем родители. Поэтому последнее слово должно всегда оставаться за родителем: ребенок больше нуждается в благодати, чем в ответственности.
Дети, постепенно освобождаясь от опеки родителей, учатся выживать в непростом мире социальных отношений: они должны уметь разрешать конфликты, поддерживать длительные дружеские отношения, точно и объективно оценивать реальность. Перед ребенком стоит непростая задача – оценить, что находится в его власти, а что нет, способен ли он управлять тем, что находится в его власти, как он может приспособиться к тому, чем не в состоянии управлять.
Г. Клауд и Дж. Таунсенд в книге «Дети: границы, границы…» (2010) говорят о том, как сформировать зрелое поведение у ребенка, помочь ему устанавливать разумные границы в общении, правильно пользоваться своей властью.
Сохраняйте душевную близость с ребенком
Если ваш ребенок находится в отчаянии (например, не силах управлять реакцией своих друзей), испытывает страх перед собственной беспомощностью – сопереживайте ему, сказав такие слова: «Я могу сердиться на тебя, но пока мы с тобой не пройдем через все это, я не оставлю тебя, помни – я всегда рядом с тобой и готов поддержать тебя. Я делаю это для того, чтобы вместе разобраться в твоей ситуации».
Ограничивайте родительскую власть, тогда ребенок научится ограничивать свою
Признавайте собственное несовершенство, не стремитесь казаться всесильным, но в тоже время не преуменьшайте свою реальную власть. Старайтесь не прибегать к пустым угрозам, типа «Я заставлю тебя прекратить это» и т.п. Такое допустимо только в процессе воспитания очень маленьких детей, и то лишь в случае крайней необходимости. Более приемлемо будет сказать: «Я не могу заставить тебя прекратить это, но могу сказать, что произойдет, если ты не прекратишь».
Чтобы ваша родительская власть не обесценилась в глазах сына или дочери, всегда доводите дело до обещанных последствий. Ваша задача – помочь ребенку уловить связь между его выбором и последствиями.
Принимайте независимые решения
Не позволяете ребенку управлять собой. Показывайте, что его чувства и желания имеют для вас большое значение, но при этом выбор делаете вы и принимаете решение тоже вы. Потакание капризам ребенка, его прихотям приведет к печальным последствиям – сначала ребенок перестанет уважать вас, затем любую власть и авторитеты.
Если вы сомневаетесь в том, сможете или нет выполнить просьбу ребенка – говорите «нет». Родитель, сказавший «нет», а потом изменивший свое решение, – герой в глазах ребенка, а сказавший «да», и не выполнивший свое обещание, – предатель.
Дж. Таунсенд отмечает, что «главное, ни в чем от своего ребенка не нуждаться – ни в благодарности, ни в поддержке, ни в уважении, ни в понимании. Вы обязаны требовать от ребенка соответствия определенным поведенческим стандартам не потому, что нуждаетесь в этом, а потому что в этом нуждается он».
Очень важно родителям удовлетворять свои жизненные потребности в общении с другими людьми. Пусть в общении с вами ваш ребенок остается самим собой.
Воспитывайте в ребенке способность управлять собой
Воспитание ребенка, это нелегкая, но временная работа. До совершеннолетия ваш ребенок находится в вашей власти. Но по мере роста, он становится способным брать ответственность на себя, и позвольте ему становится все более независимым. Цель родителей – не утверждение превосходства одного над другим, а сохранение и укрепление взаимной привязанности двух взрослых людей. Самое сложное для родителей взрослеющего ребенка – точно определить, что можно ему разрешить сделать самому, а что ему позволять еще рано.
Поощряйте независимость ребенка
Развивайте в ребенке способность принимать решения, не впадая в крайности. Например, подросток может выбирать себе друзей, одежду и музыку – но в соответствующих пределах. Родители, как отмечает Дж. Таунсенд, это своеобразная лаборатория, в которой дети на практике познают разницу между всевластием и независимостью.
Задача родителей – научить ребенка пользоваться властью и свободой, научить уважать, возводить и соблюдать границы. Дети иногда способы устанавливать для себя более жесткие последствия, чем родители. Поэтому последнее слово должно всегда оставаться за родителем: ребенок больше нуждается в благодати, чем в ответственности.