Родительская подсистема включает в себя отношения родителей с детьми. Сюда относятся родительско-детские отношения (отношение родителей к детям) и детско-родительские отношения (восприятие родителей и отношение к ним со стороны детей).
Супружеские отношения - это отношения между мужем и женой. Это глубоко личные отношения, которые находятся в постоянном развитии.
Если супруги не различают две важные семейные подсистемы – родительскую и супружескую, это является источником ухудшения брачно-семейных отношений. Данная тема хорошо раскрыта в работах Б. Хеллингера.
В супружеских отношениях, в отличие от родительских только муж и жена решают, кто из них хороший, кто плохой. Например, жена может сказать мужу: «я не ожидала от тебя такого поведения», или «ты как мужчина поступил не достойно». Мать не должна транслировать это свою личную оценку супружеских отношений детям, тем более с негативным оттенком. Муж плох для нее, для ребенка он может быть только плохим родителем, но не «плохим маминым мужем».
Для поддержания равновесия в семье важно, чтобы у ребенка были отдельные отношения с каждым родителем. Родительская роль – это независимая от супружеской роль. Нет плохих родителей, а есть плохие воспитатели. И ошибочно полагает один из родителей, что может устраниться от своей воспитательной функции, перепоручив ее другому супругу.
Воспитательные возможного отца и матери различны, как и подходы к воспитанию. Но каждый из них несет личную ответственность за воспитания ребенка. Например, если мать учит отца, как воспитывать ребенка она тем самым образовывает отдельное «мы» с ребенком. И это «мы» уже становится оппозицией отцу.
Б. Хеллингер, отмечает, что в родительских отношениях каждый занимается собой как родителем и в ситуации развода ребенок должен оставаться с тем из родителей, который уважает в детях другого родителя.
Между супружескими и родительскими отношениями должна проходить четкая граница. Все что происходит между супругами не должно касаться детей. Лучше не говорить о том, что ребенок родился нечаянно, что его кто-то не хотел из родителей. Точно также не надо матери спрашивать разрешения у ребенка выходить ей замуж или нет. Родитель принимает личные решения и конечно, они затрагивают судьбы детей, но при этом решение принимается только самим родителем.
При втягивании ребенка в супружеский конфликт, могут возникнуть серьезные проблемы. Например, мама рассказывает дочери какой папа плохой муж. Если ребенок вовлекается в конфликт между родителями, он начинает смотреть на отца глазами матери. Психологические последствия таковы – девочка в эмоциональном отношении осталась без отца. И уже во взрослой жизни вместо поиска мужа она будет заниматься поисками «хорошего отца». Наиболее распространенный вариант – девушка выходит замуж на мужчину намного старше себя. Многие брачные потребности остаются неудовлетворенными.
Есть еще один типичный вариант втягивания ребенка в сферу взрослых отношений, когда ребенок исполняет роль буфера в отношениях. В этом случае он берет на себя функции одного из супругов. Например, успокаивает пьяного отца, или готовит еду в отсутствии матери.
А если жена на первое место ставит ребенка, а не мужа, то ребенок начинает чувствовать превосходство над отцом. Например, мать критикует отца, за то, что его часто не бывает дома. Сын подключается к этой критике, жалеет мать, что ведет к усилению его мужской ответственности. То есть он начинает осваивать роль функционального мужа, идет развитие его супружеских отношений с матерью.
Такие недетские роли в собственной жизни повзрослевших детей будут иметь серьезные последствия.
Итак, четкие границы между супружескими и родительскими отношениям, разграничение «Я» как отец (мать) и «Я» как супруг позволяют поддерживать не только благополучие в брачных отношениях, но закладывают основу психологического благополучия детей.
Родительская подсистема включает в себя отношения родителей с детьми. Сюда относятся родительско-детские отношения (отношение родителей к детям) и детско-родительские отношения (восприятие родителей и отношение к ним со стороны детей).
Супружеские отношения - это отношения между мужем и женой. Это глубоко личные отношения, которые находятся в постоянном развитии.
Если супруги не различают две важные семейные подсистемы – родительскую и супружескую, это является источником ухудшения брачно-семейных отношений. Данная тема хорошо раскрыта в работах Б. Хеллингера.
В супружеских отношениях, в отличие от родительских только муж и жена решают, кто из них хороший, кто плохой. Например, жена может сказать мужу: «я не ожидала от тебя такого поведения», или «ты как мужчина поступил не достойно». Мать не должна транслировать это свою личную оценку супружеских отношений детям, тем более с негативным оттенком. Муж плох для нее, для ребенка он может быть только плохим родителем, но не «плохим маминым мужем».
Для поддержания равновесия в семье важно, чтобы у ребенка были отдельные отношения с каждым родителем. Родительская роль – это независимая от супружеской роль. Нет плохих родителей, а есть плохие воспитатели. И ошибочно полагает один из родителей, что может устраниться от своей воспитательной функции, перепоручив ее другому супругу.
Воспитательные возможного отца и матери различны, как и подходы к воспитанию. Но каждый из них несет личную ответственность за воспитания ребенка. Например, если мать учит отца, как воспитывать ребенка она тем самым образовывает отдельное «мы» с ребенком. И это «мы» уже становится оппозицией отцу.
Б. Хеллингер, отмечает, что в родительских отношениях каждый занимается собой как родителем и в ситуации развода ребенок должен оставаться с тем из родителей, который уважает в детях другого родителя.
Между супружескими и родительскими отношениями должна проходить четкая граница. Все что происходит между супругами не должно касаться детей. Лучше не говорить о том, что ребенок родился нечаянно, что его кто-то не хотел из родителей. Точно также не надо матери спрашивать разрешения у ребенка выходить ей замуж или нет. Родитель принимает личные решения и конечно, они затрагивают судьбы детей, но при этом решение принимается только самим родителем.
При втягивании ребенка в супружеский конфликт, могут возникнуть серьезные проблемы. Например, мама рассказывает дочери какой папа плохой муж. Если ребенок вовлекается в конфликт между родителями, он начинает смотреть на отца глазами матери. Психологические последствия таковы – девочка в эмоциональном отношении осталась без отца. И уже во взрослой жизни вместо поиска мужа она будет заниматься поисками «хорошего отца». Наиболее распространенный вариант – девушка выходит замуж на мужчину намного старше себя. Многие брачные потребности остаются неудовлетворенными.
Есть еще один типичный вариант втягивания ребенка в сферу взрослых отношений, когда ребенок исполняет роль буфера в отношениях. В этом случае он берет на себя функции одного из супругов. Например, успокаивает пьяного отца, или готовит еду в отсутствии матери.
А если жена на первое место ставит ребенка, а не мужа, то ребенок начинает чувствовать превосходство над отцом. Например, мать критикует отца, за то, что его часто не бывает дома. Сын подключается к этой критике, жалеет мать, что ведет к усилению его мужской ответственности. То есть он начинает осваивать роль функционального мужа, идет развитие его супружеских отношений с матерью.
Такие недетские роли в собственной жизни повзрослевших детей будут иметь серьезные последствия.
Итак, четкие границы между супружескими и родительскими отношениям, разграничение «Я» как отец (мать) и «Я» как супруг позволяют поддерживать не только благополучие в брачных отношениях, но закладывают основу психологического благополучия детей.