Каждый человек испытывает нормальную зависимость от жизненно необходимых объектов, таких как воздух, вода, еда. Потребности в общении, деятельности, в наслаждении также являются необходимыми и постоянно возобновляемыми. Однако склонность к чрезмерной зависимости вызывает проблемные симбиотические отношения, которые в психологии получили название зависимого поведения. Человек может быть зависим от психоактивных веществ, алкоголя, пищи, секса, а также от игры. Зависимое поведение обнаруживает себя в непреодолимом, ненасыщаемом влечении, которое переживается как импульсивное и категоричное. Несмотря на то, что зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти, оно закономерно вызывает изменения в личности.
Уже в конце 80-х годов прошлого века в США начали говорить о компьютерной зависимости, как болезни, основными симптомами которой являются навязчивое желание проверить электронную почту, стремление играть в компьютерные игры, непреодолимое влечение к общению во всевозможных чатах и форумах, а также бесконечный поиск новой информации, но не ради нее самой, а ради праздного любопытства. Главная опасность заключается в том, что личность утрачивает критический взгляд на свое желание, и не замечает, как обычное увлечение постепенно перерастает в патологическое поведение.
За компьютерной зависимостью стоит, как правило, бегство от реальности, проблемы с общением. Последствием становится утрата свободы и контроля над своей жизнью: желания и цели человека подчинены объекту зависимости. Если речь идет о ребенке, то признаки зависимого поведения – это приподнятое настроение во время работы за компьютером, постоянное нарастание времени, проводимом за ним, проблемы с учебой. Постепенно сужается круг интересов, свертываются другие виды деятельности и ребенка интересует только то, что связано с компьютером. У взрослых может возникнуть так называемая зависимость от «кибер-отношений». На первом месте стоит общения в чатах, групповых играх, отношения в реальной жизни заменятся виртуальным общением.
Причины детской и подростковой компьютерной зависимости исследователи усматривают в сфере школьных достижений и внутришкольных отношений. К факторам риска возникновения компьютерной зависимости относят неуспеваемость школьника, конфликты с учителями, отвержение сверстниками. Необходимо помнить, что предложения и давление со стороны субкультуры компьютерных игр и субкультуры on-line общения также инициируют увлеченность компьютерными играми. Вовлеченность в виртуальную группу с принятием и разделением ее ценностей, языка, отличительных знаков способствует формированию компьютерной зависимости.
Исследователь компьютерной зависимости М.С Иванов выделяет четыре стадии в ее формировании:
1) стадия легкой увлеченности (игра носит скорее ситуационный характер);
2) стадия увлеченности (появление новой потребности — игры в компьютерные игры);
3) стадия зависимости (может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной);
4) стадия привязанности (угасание игровой активности человека, сдвиг психологического содержания личности в целом в сторону нормы).
Механизм формирования игровой зависимости основан на процессе компенсации негативных жизненных переживаний. Главным критерием игровой зависимости является не столько время проведения за игрой, а сколько неумение разделять игровую ситуацию и реальную жизнь (А.А. Максимов).
Профилактика компьютерной зависимости у детей и подростков связана с разнообразием форм досуга, сферы увлечений, созданием условий для самовыражения. В ситуации бездеятельности, стресса или неудач подросток предпочитает определенную форму приспособительной реакции (в данном случае компьютерную игру) и это приводит сначала к психической, а затем и физической зависимости.
Каждый человек испытывает нормальную зависимость от жизненно необходимых объектов, таких как воздух, вода, еда. Потребности в общении, деятельности, в наслаждении также являются необходимыми и постоянно возобновляемыми. Однако склонность к чрезмерной зависимости вызывает проблемные симбиотические отношения, которые в психологии получили название зависимого поведения. Человек может быть зависим от психоактивных веществ, алкоголя, пищи, секса, а также от игры. Зависимое поведение обнаруживает себя в непреодолимом, ненасыщаемом влечении, которое переживается как импульсивное и категоричное. Несмотря на то, что зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти, оно закономерно вызывает изменения в личности.
Уже в конце 80-х годов прошлого века в США начали говорить о компьютерной зависимости, как болезни, основными симптомами которой являются навязчивое желание проверить электронную почту, стремление играть в компьютерные игры, непреодолимое влечение к общению во всевозможных чатах и форумах, а также бесконечный поиск новой информации, но не ради нее самой, а ради праздного любопытства. Главная опасность заключается в том, что личность утрачивает критический взгляд на свое желание, и не замечает, как обычное увлечение постепенно перерастает в патологическое поведение.
За компьютерной зависимостью стоит, как правило, бегство от реальности, проблемы с общением. Последствием становится утрата свободы и контроля над своей жизнью: желания и цели человека подчинены объекту зависимости. Если речь идет о ребенке, то признаки зависимого поведения – это приподнятое настроение во время работы за компьютером, постоянное нарастание времени, проводимом за ним, проблемы с учебой. Постепенно сужается круг интересов, свертываются другие виды деятельности и ребенка интересует только то, что связано с компьютером. У взрослых может возникнуть так называемая зависимость от «кибер-отношений». На первом месте стоит общения в чатах, групповых играх, отношения в реальной жизни заменятся виртуальным общением.
Причины детской и подростковой компьютерной зависимости исследователи усматривают в сфере школьных достижений и внутришкольных отношений. К факторам риска возникновения компьютерной зависимости относят неуспеваемость школьника, конфликты с учителями, отвержение сверстниками. Необходимо помнить, что предложения и давление со стороны субкультуры компьютерных игр и субкультуры on-line общения также инициируют увлеченность компьютерными играми. Вовлеченность в виртуальную группу с принятием и разделением ее ценностей, языка, отличительных знаков способствует формированию компьютерной зависимости.
Исследователь компьютерной зависимости М.С Иванов выделяет четыре стадии в ее формировании:
1) стадия легкой увлеченности (игра носит скорее ситуационный характер);
2) стадия увлеченности (появление новой потребности — игры в компьютерные игры);
3) стадия зависимости (может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной);
4) стадия привязанности (угасание игровой активности человека, сдвиг психологического содержания личности в целом в сторону нормы).
Механизм формирования игровой зависимости основан на процессе компенсации негативных жизненных переживаний. Главным критерием игровой зависимости является не столько время проведения за игрой, а сколько неумение разделять игровую ситуацию и реальную жизнь (А.А. Максимов).
Профилактика компьютерной зависимости у детей и подростков связана с разнообразием форм досуга, сферы увлечений, созданием условий для самовыражения. В ситуации бездеятельности, стресса или неудач подросток предпочитает определенную форму приспособительной реакции (в данном случае компьютерную игру) и это приводит сначала к психической, а затем и физической зависимости.