Важной отличительной особенностью семьи повторного брака является отсутствие кровного родства между некоторыми членами, составляющими ее ядро: детьми и родителями. Существует мнение, что принятие отчимом родительской роли вызвано скорее объективными факторами (необходимость налаживать контакт с супругой, членами семьи), чем субъективными ощущениями. Некоторые исследователи (А. И. Медков, В. М. Целуйко) констатируют, что отчим и вовсе не принимает родительскую роль по отношению к неродному ребенку.
Современные исследования в этой области позволили установить, что родительская роль в отношении неродного ребенка может либо приниматься, либо не приниматься. Отчимы (как впрочем, и отцы) главными родительскими функциями называют ответственность родителя, руководство ребенком, контроль и поддержка. Как у отцов, так и у отчимов практически отсутствует желание заботиться о детях. Заботу они рассматривают как материальное обеспечение потребностей детей.
В отношении родного ребенка представлены все три типа отцов (функциональный, эмоциональный, дистантный отец), тогда как в отношении неродного ребенка отец может быть либо функциональным, либо дистантным. В отношении неродного ребенка отец эмоциональным быть не может. Эмоциональный отец для родного ребенка становится функциональным.
Выявлена взаимосвязь типа отчима с представлениями ребенка об его образе (Клещёва Е.А., 2010). Важно, что присутствие отчима функционального типа в семье способствует формированию у ребенка целостного, объективного образа мужчины как исполнителя родительской роли отца с разноплановым набором положительных и отрицательных качеств, увлечений, с ожиданием эмоциональной близости. Дистантный отчим способствует формированию обобщенных представлений ребенка о роли отца в семье.
Женщина, вступая в повторный брак, руководствуется различными мотивами. Так некоторые называют мотив «страх одиночества», побуждающий к действиям, ориентированным на собственные переживания. Важным является мотив «любовь к мужчине», побуждающий к действиям на удовлетворения потребностей объекта отношений. Существуют еще мотивы - это «брак для того, чтоб у ребенка был отец», побуждающий к действиям, ориентированным на удовлетворение потребностей ребенка и мотив «дружная, крепкая, полноценная семья», ориентированный на социально одобряемое поведение женщины (Клещёва Е.А., 2010).
Выявлено, что если у матери доминирующим мотивом вступления в брак является «создание дружной, крепкой, полноценной семьи с отцом для ребенка», то они подробно, всесторонне, реалистично, объективно оценивают все аспекты отношений в семье. Матери заинтересованы в каждом члене семьи, у них нет иллюзии безусловной любви отчима к ребенку. Все семейные решения принимаются, в том числе, в интересах ребенка, хотя и ограничивают его свободу действий. Женщины удовлетворенны браком, свободны в принятии решений. Если главным мотивом вступления в брак мать считает «любовь к мужу», то обобщенно, идеалистично в отношении себя оценивают аспекты отношений в семье. Матери мало заинтересованы в каждом члене семьи, отстранены от отношений ребенка с отчимом, аргументируя тем, что «они все равно чужие». Матери ожидают от отчима выполнения не только отцовских обязанностей (учить, направлять, контролировать, поощрять, поддерживать), но и безусловной любви к ребенку. Семейные решения принимаются без учета интересов ребенка.
Тип отчима связан с мотивом вступления матери в повторный брак. Женщины с мотивом вступления в брак «страх одиночества» либо изначально выбирают, либо способствуют формированию отчима дистантного типа. Женщины с другими указанными мотивами вступления в брак либо провоцируют своих брачных партнеров на выполнение родительских функций в отношении ребенка от первого брака, либо способствуют этому.
Несмотря на то, что в семье повторного брака один из родителей не является для ребенка биологически родным, для него важно расти в полной семье с любящими, значимыми взрослыми, качественно выполняющими родительские функции. И это во многом зависит от самой женщины, от того, как она строит свои отношения с мужем, реалистично или идеалистично оценивает его роль в воспитании детей.
Важной отличительной особенностью семьи повторного брака является отсутствие кровного родства между некоторыми членами, составляющими ее ядро: детьми и родителями. Существует мнение, что принятие отчимом родительской роли вызвано скорее объективными факторами (необходимость налаживать контакт с супругой, членами семьи), чем субъективными ощущениями. Некоторые исследователи (А. И. Медков, В. М. Целуйко) констатируют, что отчим и вовсе не принимает родительскую роль по отношению к неродному ребенку.
Современные исследования в этой области позволили установить, что родительская роль в отношении неродного ребенка может либо приниматься, либо не приниматься. Отчимы (как впрочем, и отцы) главными родительскими функциями называют ответственность родителя, руководство ребенком, контроль и поддержка. Как у отцов, так и у отчимов практически отсутствует желание заботиться о детях. Заботу они рассматривают как материальное обеспечение потребностей детей.
В отношении родного ребенка представлены все три типа отцов (функциональный, эмоциональный, дистантный отец), тогда как в отношении неродного ребенка отец может быть либо функциональным, либо дистантным. В отношении неродного ребенка отец эмоциональным быть не может. Эмоциональный отец для родного ребенка становится функциональным.
Выявлена взаимосвязь типа отчима с представлениями ребенка об его образе (Клещёва Е.А., 2010). Важно, что присутствие отчима функционального типа в семье способствует формированию у ребенка целостного, объективного образа мужчины как исполнителя родительской роли отца с разноплановым набором положительных и отрицательных качеств, увлечений, с ожиданием эмоциональной близости. Дистантный отчим способствует формированию обобщенных представлений ребенка о роли отца в семье.
Женщина, вступая в повторный брак, руководствуется различными мотивами. Так некоторые называют мотив «страх одиночества», побуждающий к действиям, ориентированным на собственные переживания. Важным является мотив «любовь к мужчине», побуждающий к действиям на удовлетворения потребностей объекта отношений. Существуют еще мотивы - это «брак для того, чтоб у ребенка был отец», побуждающий к действиям, ориентированным на удовлетворение потребностей ребенка и мотив «дружная, крепкая, полноценная семья», ориентированный на социально одобряемое поведение женщины (Клещёва Е.А., 2010).
Выявлено, что если у матери доминирующим мотивом вступления в брак является «создание дружной, крепкой, полноценной семьи с отцом для ребенка», то они подробно, всесторонне, реалистично, объективно оценивают все аспекты отношений в семье. Матери заинтересованы в каждом члене семьи, у них нет иллюзии безусловной любви отчима к ребенку. Все семейные решения принимаются, в том числе, в интересах ребенка, хотя и ограничивают его свободу действий. Женщины удовлетворенны браком, свободны в принятии решений. Если главным мотивом вступления в брак мать считает «любовь к мужу», то обобщенно, идеалистично в отношении себя оценивают аспекты отношений в семье. Матери мало заинтересованы в каждом члене семьи, отстранены от отношений ребенка с отчимом, аргументируя тем, что «они все равно чужие». Матери ожидают от отчима выполнения не только отцовских обязанностей (учить, направлять, контролировать, поощрять, поддерживать), но и безусловной любви к ребенку. Семейные решения принимаются без учета интересов ребенка.
Тип отчима связан с мотивом вступления матери в повторный брак. Женщины с мотивом вступления в брак «страх одиночества» либо изначально выбирают, либо способствуют формированию отчима дистантного типа. Женщины с другими указанными мотивами вступления в брак либо провоцируют своих брачных партнеров на выполнение родительских функций в отношении ребенка от первого брака, либо способствуют этому.
Несмотря на то, что в семье повторного брака один из родителей не является для ребенка биологически родным, для него важно расти в полной семье с любящими, значимыми взрослыми, качественно выполняющими родительские функции. И это во многом зависит от самой женщины, от того, как она строит свои отношения с мужем, реалистично или идеалистично оценивает его роль в воспитании детей.