«Семья-санаторий» или «семья-вулкан»: как тип семьи влияет на личность подростка
Знание их позволяет понять характер возникающих в семье проблем, а значит находить способы их решения. А.С. Спиваковская («Как быть родителями», 1986) выделила различные типы взаимоотношений в семье, их влияние на формирование особенностей личности подростка. Рассмотрим выделенные типы семейных отношений:
«Вулканическая семья», в которой эмоциональная атмосфера пульсирует между крайними полюсами. Родители могут демонстрировать полное безразличие к ребенку, попустительство («руки не доходят»), которое резко сменяется проявлением внимания и заботы или жесткими запретами («взялись за воспитание»). Дети в таких семьях испытывают значительные эмоциональные перегрузки.
«Семья-санаторий», в которой постепенно ограничивается круг общения, супруги стараются удержать детей возле себя. Мелочная опека, чрезмерный контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей являются характерными особенностями таких семей. Дети в таких семьях испытывают нервные и физические перегрузки, становятся тревожными и эмоционально зависимыми. При повышенном контроле и опеке в подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи.
«Семья-крепость», в основе которой лежат представления об угрозе окружающего мира. Любовь к ребенку приобретает условный характер, он становится любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него обязанности. Родители стремятся поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. В ребенке развивается неуверенность в себе, безынициативность, протестные реакции, упрямство, негативизм.
«Семья-театр» - стремится сохранять видимость благополучия. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке, не спасает его от острого чувства одиночества; между родителями и детьми отсутствует истинная близость. Речь идет о скрытом семейном неблагополучии, когда за внешне привлекательным фасадом скрываются серьезные психологические проблемы родителей и соответственно эмоциональные нарушения во внутрисемейной коммуникации.
Семья – «третий лишний». В данном типе семьи родительская роль воспринимается как помеха супружескому счастью; отношение к ребенку – скрытое непринятие. В ребенке формируются неуверенность в себе, безынициативность, чувство неполноценности, зависимость и подчиняемость родителям, которая тяготит взрослых.
«Семья с кумиром»: забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок оказывается центром семьи, объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Желание родителей уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности; у него утрачивается активность, ослабляются побуждения.
«Семья-маскарад»: из-за различного понимания ценностей родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и оценок, что может привести к растерянности ребенка и расщеплению его самооценки.
В. Сатир («Как строить себя и свою семью», 1992), обобщив опыт своей психотерапевтической работы, выделила два типа семей – «зрелые» и «проблемные».
«Проблемные» семьи всегда характеризуются низкой самооценкой; ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями; ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, ненаправленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения; социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.
Для «зрелых» семей характерны следующие особенности: высокая самооценка; непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие, а члены семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных установок и надежд.