Попробуем разобраться, что включает в себя межличностная совместимость и как она отражается на наших профессиональных отношениях.
Межличностная совместимость включает несколько уровней. Психологический уровень предполагает соответствие характера, мотивов. Социально-психологический уровень основывается на согласовании социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций, культурного и образовательного уровней развития.
Различия в психологических особенностях – могут стать причиной возникновения конфликтов. Не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя.
Внешняя привлекательность и симпатия, а тем более совместимость находятся в сложных, опосредованных другими параметрами зависимостях. Влияние внешней привлекательности обычно высоко в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека.
Важным фактором, влияющим на установление благоприятных отношений в коллективе, является стиль общения.
Общение с какими людьми нам нравится?
Психологи говорят, что нам нравятся те, кто проявляет щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабельность, решительность. Как правило, не складываются отношения с людьми скупыми, холодными, апатичными, «агрессивно-эгоцентричными» или чересчур робкими.
Выделены три группы качеств, которые отрицательно влияют на отношения между людьми:
- во-первых, самовлюбленность, высокомерность, заносчивость, самодовольство, тщеславие. При общении с таким человеком мы чувствуем отсутствие интереса к нам, к нашему мнению, в результате снижается самоуважение;
- во-вторых, постоянная критика, склонность не соглашаться с собеседником. Такое отношение рождает встречное оскорбление, молчаливый протест или вынужденное подчинение (при этом негативное отношение к такому человеку только усиливается);
- в-третьих, двуличность, неискренность в общении; при общении с таким человеком возникает ощущение опасности («чего он хочет от меня?», «кому он может передать содержание нашего разговора?»), чувство, что вам хотят использовать в чьих-то целях.
Важным фактором межличностной совместимости является сходство – нам нравятся, и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас. И конечно, речь идет не о внешнем сходстве, о подобие сходных жизненных ориентаций, ценностях, образовании и других личностных характеристиках.
Психологи указывают на принцип дополнительности в отношениях – максимально мы удовлетворены отношениями тогда, когда имеем с другим человеком скорее дополняющие, а не сходные потребности. Например, в деловых отношениях, мы скорее будем дружить с тем, кто имеет сильную потребность в доминировании, при условии, что у нас эта потребность выражена меньше.
Данные экспериментальный исследований свидетельствуют о следующем:
- супружеские пары показали максимальную удовлетворенность взаимодействием (при решении совместных задач), большие эмоционально-энергетические затраты и значительную идентификация (1- место среди всех типов пар). В этих парах совместная работа была наименее успешна.
- наиболее успешно справлялись с работой и лучше всех понимали друг друга партнеры в нейтральных парах. Взаимоотношения в этих парах протекают с минимальными эмоционально-энергетическими затратами.
- самые низкие показатели по удовлетворенности, взаимопониманию и идентификации были характерны для пар, в которых партнеры испытывали взаимную антипатию.
Во многих других исследованиях установлено, что отношения, основанные на общих ценностях и мотивах, больше способствуют эффективности, чем отношения на основе симпатий и антипатий. Гипертрофированное внимание к эмоционально- межличностным связям и их усилению может нанести ущерб формированию систем деловых отношений, особенно в только что организованных, а также слаборазвитых коллективах.
Попробуем разобраться, что включает в себя межличностная совместимость и как она отражается на наших профессиональных отношениях.
Межличностная совместимость включает несколько уровней. Психологический уровень предполагает соответствие характера, мотивов. Социально-психологический уровень основывается на согласовании социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций, культурного и образовательного уровней развития.
Различия в психологических особенностях – могут стать причиной возникновения конфликтов. Не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя.
Внешняя привлекательность и симпатия, а тем более совместимость находятся в сложных, опосредованных другими параметрами зависимостях. Влияние внешней привлекательности обычно высоко в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека.
Важным фактором, влияющим на установление благоприятных отношений в коллективе, является стиль общения.
Общение с какими людьми нам нравится?
Психологи говорят, что нам нравятся те, кто проявляет щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабельность, решительность. Как правило, не складываются отношения с людьми скупыми, холодными, апатичными, «агрессивно-эгоцентричными» или чересчур робкими.
Выделены три группы качеств, которые отрицательно влияют на отношения между людьми:
- во-первых, самовлюбленность, высокомерность, заносчивость, самодовольство, тщеславие. При общении с таким человеком мы чувствуем отсутствие интереса к нам, к нашему мнению, в результате снижается самоуважение;
- во-вторых, постоянная критика, склонность не соглашаться с собеседником. Такое отношение рождает встречное оскорбление, молчаливый протест или вынужденное подчинение (при этом негативное отношение к такому человеку только усиливается);
- в-третьих, двуличность, неискренность в общении; при общении с таким человеком возникает ощущение опасности («чего он хочет от меня?», «кому он может передать содержание нашего разговора?»), чувство, что вам хотят использовать в чьих-то целях.
Важным фактором межличностной совместимости является сходство – нам нравятся, и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас. И конечно, речь идет не о внешнем сходстве, о подобие сходных жизненных ориентаций, ценностях, образовании и других личностных характеристиках.
Психологи указывают на принцип дополнительности в отношениях – максимально мы удовлетворены отношениями тогда, когда имеем с другим человеком скорее дополняющие, а не сходные потребности. Например, в деловых отношениях, мы скорее будем дружить с тем, кто имеет сильную потребность в доминировании, при условии, что у нас эта потребность выражена меньше.
Данные экспериментальный исследований свидетельствуют о следующем:
- супружеские пары показали максимальную удовлетворенность взаимодействием (при решении совместных задач), большие эмоционально-энергетические затраты и значительную идентификация (1- место среди всех типов пар). В этих парах совместная работа была наименее успешна.
- наиболее успешно справлялись с работой и лучше всех понимали друг друга партнеры в нейтральных парах. Взаимоотношения в этих парах протекают с минимальными эмоционально-энергетическими затратами.
- самые низкие показатели по удовлетворенности, взаимопониманию и идентификации были характерны для пар, в которых партнеры испытывали взаимную антипатию.
Во многих других исследованиях установлено, что отношения, основанные на общих ценностях и мотивах, больше способствуют эффективности, чем отношения на основе симпатий и антипатий. Гипертрофированное внимание к эмоционально- межличностным связям и их усилению может нанести ущерб формированию систем деловых отношений, особенно в только что организованных, а также слаборазвитых коллективах.