24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Умственная отсталость (олигофрения): признаки у детей, степени, диагностика

Умственная отсталость (олигофрения) у детей — это недоразвитость процессов психического развития. Основным его проявлением является низкий уровень интеллекта, при котором ребенок не имеет способностей к познанию окружающего мира и обучению сообразно своему биологическому возрасту.

Олигофрения может быть врожденной или приобретенной. Признаки патологии могут быть обнаружены в разном возрасте: в 3 года, или в 6-7 лет. Легкая форма умственного отставания может стать заметной к 17-18 годам. Ярко выраженные отклонения в развитии обычно проявляются в раннем детстве и требуют обращения к специалисту. Он назначит правильное лечение и курс реабилитации.

Причины умственной отсталости

Проблемы с полноценным развитием у ребенка могут появиться под влиянием таких факторов:

  • Наследственность. Генные и хромосомные мутации приводят к развитию синдрома Дауна, Мартина-Белл, микроцефалии, тяжелому нарушению обмена веществ (фенилкетонурия), а также различным неврологическим и нервно-мышечным патологиям. Все они влияют на умственное развитие ребенка.
  • Негативное влияние вредных факторов при внутриутробном развитии. К ним относятся тяжелые вирусные инфекции (грипп, краснуха, паротит, ЗППП), систематическая алкогольная интоксикация, развитие гемолитических патологий у плода.
  • Осложнения во время родов. Асфиксия, травмы головного мозга при родовспоможении, а также инфицирование младенца оказывают негативное влияние на его дальнейшее умственное развитие.

Олигофрения может развиться по самым разным причинам. В группе риска находятся дети с плохой наследственностью, а также младенцы, рожденные женщинами, страдающими алкоголизмом или наркоманией. С приобретенной патологией могут столкнуться даже здоровые женщины, ведущие нормальный образ жизни. Именно поэтому так важно беречься от вирусов и инфекций во время беременности, наблюдаться у компетентного акушера-гинеколога.

Виды умственной отсталости

Есть несколько форм патологии:

  • Легкая УО. Внешние признаки патологии минимальные. Она проявляется преимущественно сложностями с обучением: у детей хорошая память, особенно механическая, но им очень сложно сконцентрироваться. При своевременном обнаружении проблемы и постоянным занятиям с ребенком, его удается социализировать, научить полностью обихаживать себя. Со временем он сможет освоить профессию, основанную на практической деятельности, и стать полностью самостоятельным человеком.
  • Умеренная УО. Дети с такой патологией способны испытывать эмоции, привязываются к окружающим, понимают, что такое похвала и наказания. Обучение, как правило, базовое: чтение, письмо и простой счет. Также можно развить самые простые навыки самообслуживания. Взрослые с таким диагнозом могут успешно работать (практический труд с уже сформулированным и подробно расписанным заданием). При правильном подходе у таких людей вырабатываются основные социальные навыки.
  • Тяжелая УО. При такой форме патологии возможно только частичное овладение речевыми навыками. У человека формируется очень маленький словарный запас (иногда не более 10-20 слов), мышление хаотичное. Способность ухаживать за собой также довольно низкая, усваиваются только элементарные гигиенические и бытовые навыки. При такой форме олигофрении имеют место двигательные нарушения.
  • Глубокая УО. Развивается при очень сильном поражении головного мозга. К нему часто добавляются серьезные аномалии в развитии внутренних органов. Проблемы с развитием явно заметны с ранних лет. Например, малыш очень поздно садится и долго не может научиться держать головку. Дети вообще двигаются очень мало, не способны к обучению и нуждаются в помощи няньки.

Чем раньше родители заметят проблемы с умственным развитием малыша и обратяться за консультацией к неврологу, тем больше шансов провести успешную реабилитацию и максимально социализировать ребенка.

Симптомы

Признаки умственной отсталости различаются в зависимости от возраста ребенка. Тяжелее всего распознать патологию у малышей младше года, так как у них еще не сформирована речь и нет коммуникативных навыков. А вот у детей более старшего возраста диагностировать патологию и обнаружить ее точную причину легче. Родителям необходимо опираться на такие признаки:

  • До 1 года. Во внешности малыша есть характерные особенности: наличие кожной складки над слезным бугорком (эпикантус глаза), на ладони имеется только одна борозда (характерно для синдрома Дауна), крыловидная шея. Малыш неадекватно реагирует на кормление, в возрасте старше 4 месяцев не может сфокусировать взгляд, сохраняются врожденные рефлексы, наблюдаются судороги. Ребенок даже не пытается ползать, садиться, не держит головку, нет склонности к воспроизведению звуков.
  • Старше 1 года. Наблюдаются явные проблемы с речевыми навыками, очень сложно обучить ребенка чтению и письму, так как они практически не воспринимают новую информацию. Часто наблюдаются перепады настроения и могут быть вспышки агрессии.

У детей с умственной отсталостью дополнительно могут наблюдаться психические расстройства, депрессия, приступы эпилепсии, неврозы. Чтобы поставить точный диагноз, необходимо оценить уровень IQ, уровень психического развития ребенка.

Диагностика

Сложнее всего диагностировать УО у маленьких детей, которые еще не разговаривают. В этом случае диагностика базируется на внешнем осмотре ребенка, оценке его способности ползать, держать голову, подражать звукам речи, которые он слышит.

В старшем возрасте врач оценивает речевые навыки малыша, его психоэмоциональное состояние, словарный запас, способность к абстрактному мышлению. Для этого используют специальные тесты. Врач проговаривает пословицы, загадки, предложения и просит ребенка объяснить их, показывает картинки и просит описать, что на них изображено. При этом специалист внимательно следит за тем, как быстро ребенок отвечает на вопросы, какие эмоции выражает.

Для постановки точного диагноза врач выясняет, были ли осложнения при родах, делает генетические тесты, назначает рентген головного мозга, КТ, МРТ, энцефалограмму. Также ребенка тестируют на наличие шизофрении.

Лечение и реабилитация

Олигофрения – это проблема, которая требует комплексного подхода. Он включает:

  • Использование медикаментов (ноотропы, антиоксиданты, антигипоксанты, витаминные комплексы, седативные препараты, а также мягкие стимуляторы).
    Коррекция речи с логопедом по специальной программе.
  • Беседы, развивающие игры, которые проводятся с педагогами и родителями.
  • Коррекция поведения в ходе работы с психологом.
  • Психологическая работа с родственниками. Психолог объясняет им, как правильно вести себя с ребенком, развивать его, поддерживать здоровую эмоциональную атмосферу в доме.
  • Обучение в специализированных школах по индивидуальным планам. Это позволит детям социализироваться, научиться ухаживать за собой, усвоить основы чтения, письма и счета, даст возможность в будущем освоить рабочую профессию.

Лечение умственной отсталости требует огромного терпения и самоотдачи. Очень важно, чтобы врачи и родители действовали совместно, создавая максимально благоприятные условия для реабилитации. Самый благоприятный прогноз у детей с легкой формой олигофрении. Родителям необходимо внимательно следить за поведением малыша, чтобы как можно быстрее заметить отклонения и обратиться к врачу. Только так можно минимизировать последствия патологии и помочь ребенку адаптироваться в обществе и жить самостоятельно.

Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie