24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Синдром Аспергера — что это за болезнь, симптомы у детей и взрослых

Синдром Аспергера — аутистическое расстройство, для которого характерны трудности социального взаимодействия. Первые проявления болезни у детей заметны уже в 2–3 года. Это проблемы с невербальной коммуникацией, ребенку сложно поддерживать дружеские отношения, поведение однотипное, моторика заторможенная.

Причины заболевания

Синдром Аспергера относится к нарушениям аутистического спектра. По статистике, заболевание встречается у 0,36–0,71% школьников. У мальчиков патологию выявляют в 2 раза чаще, чем у девочек.

Первичные причины и патогенез заболевания до конца не изучены. Одна из гипотез — аутоиммунная реакция организма матери, при которой происходит повреждение головного мозга плода. Изучается влияние профилактических прививок, гормонального сбоя, недоношенности, синдрома дефицита внимания и гиперактивности на развитие синдрома Аспергера.

Вероятны факторы:

  • генетическая предрасположенность — точные гены пока не выявлены, но заболевание часто встречается у близких родственников;
  • воздействие токсинов на плод на ранних сроках беременности;
  • внутриутробное заражение вирусом краснухи, герпеса, токсоплазмой, цитомегалия.

Симптомы и характеристика заболевания у детей до 5 лет

Синдром Аспергера негативно влияет на все стороны личности ребенка. Но, в отличии от классического аутизма, у детей с синдромом Аспергера интеллект средний или выше среднего, есть определенная лексикографическая база.

У младенцев синдром Аспергера может проявляться в виде:

  • апатии, повышенного спокойствия;
  • раздражительности;
  • подвижности;
  • проблем со сном и аппетитом.

У детей в 2–3 года проявляются нарушения коммуникативных функций. Ребенок с синдромом Аспергера тяжело адаптируется в детском саду, с трудом расстается с родителями, он не играет и не дружит с другими детьми, предпочитает находиться в уединении. Из-за трудностей адаптации возникают проблемы с иммунитетом, ребенок часто болеет.

Еще одна характерная особенность — повышенная восприимчивость к яркому свету, звуковым раздражителям. Ребенку важно соблюдать собственные ритуалы, изменение порядка действий вызывает негативные эмоции. Дети с синдромом Аспергера не любят пробовать новые блюда. Наблюдается задержка моторных навыков, проблемы с координацией, возникают сложности с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц. Часто наблюдается неуклюжесть, нарушение осанки и походки, навязчивые движения.

Признаки синдрома Аспергера у детей старше 5 лет

Задержек речи не наблюдается, иногда к 5–6 годам дети с синдромом Аспергера по речевому развитию опережают сверстников. Речь правильная, но замедленная, монотонная, тембр голоса неестественный, присутствует много речевых шаблонов. Пациентам сложно первыми начать разговор, поддерживать беседу, тема которой выходит за рамки их интересов.

У детей с синдромом Аспергера часто наблюдается семантическая дислексия — ребенок быстро читает, но не понимает сути прочитанного. При этом может хорошо излагать мысли в письменной форме. При этом почерк неровный и неаккуратный.

К школьному возрасту симптомы синдрома Аспергера становятся более выраженными:

  • отсутствие эмпатии, нечувствительность к эмоциям других людей;
  • неспособность выражать собственные эмоции;
  • ребенок не переносить прикосновения посторонних людей, редко смотрит в глаза;
  • сложности в общении со сверстниками, ребенок предпочитает общаться с детьми старше или младше себя;
  • навязывание собственных правил, неумение идти на компромисс.

Коэффициент интеллекта в пределах возрастных норм, иногда даже выше. Но при этом наблюдаются проблемы с абстрактным мышлением, умением самостоятельно решать задачи, со способностью к осмыслению. Феноменальная память и энциклопедические знания сочетается с неумением применять познания в нужных ситуациях. Знания часто узконаправленные, круг интересов ограничен. Но это не мешает людям с синдром Аспергера стать успешными историками, философами, географами, математиками или программистами.

У подростков с синдромом Аспергера из-за социальной изоляции часто развиваются депрессивные состояния, наркотическая и алкогольная зависимость, наблюдается склонность к суициду.

Диагностика

Проявления синдрома Аспергера у ребенка часто обнаруживают родители, воспитатели, учителя. Направление на консультацию к детскому психиатру может выписать педиатр, невролог, логопед или психолог.

Один из основных методов диагностики — анкетирование, опрос родителей и педагогов, нейропсихологические тесты. Диагностические критерии разработаны ВОЗ, они помогают проверить развитие различных видов социальных контактов. Для исключения органических поражений головного мозга назначают МРТ, ЭЭГ.

Методы лечения

Единой тактики лечения синдрома Аспергера не разработано. В медикаментозной поддерживающей терапии применяют нейролептики, антидепрессанты, психостимуляторы.

Немедикаментозные методы:

  1. Тренинги социальных навыков. Это часть реабилитационной программы, во время которой пациентов учат общаться в различных ситуациях. Продолжительность тренингов — несколько месяцев.
  2. ЛФК. Специалист подбирает комплекс упражнений для улучшения моторики, координации, ловкости, коррекции осанки и походки, активации нервно-психического развития ребенка. Улучшить двигательные навыки помогает плаванье.
  3. Индивидуальные и групповые занятия с логопедом.
  4. Когнитивно-поведенческая терапия. Методика для коррекции поведения и мышления пациента, формирования новых паттернов.

Для коррекции поведения и обучения коммуникационным и бытовым навыкам успешно применяют ABA-терапию. Для поощрения применяют похвалу, яркие жетоны, вкусную еду. Сначала разучивают по отдельности каждое простое движение, затем их объединяют в последовательность. На основе методов ABA-терапии разработана Денверская модель, которая помогает обучить детей 3–5 лет с синдромом Аспергера всем необходимым навыкам.

Уровень социальной адаптации пациентов с синдромом Аспергера зависит от организации психологического и педагогического сопровождения ребенка на различных этапах развития. Дети с этим заболеванием могут посещать обычную общеобразовательную школу, но требуются индивидуальные условия обучения. Полностью избавиться от нарушений развития невозможно, поэтому отклонения сохраняются у взрослых. При этом более 30% больных живут полноценной жизнью, создают семьи, работают. У 5% признаки заболевания выявляются только при помощи нейропсихологического тестирования.

Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie