24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Метафорические карты: действенный инструмент в руках психолога или колода для гадания?

Текст: Тылец Александра, 13 мая 2020

Не так давно в психологии появилось такое направление, как работа с метафорическими картами. Приверженцы этой техники утверждают, что зачастую всего за один сеанс можно не только выявить глубоко зарытую в подсознании проблему, но и успешно решить ее.

Как работает наша психика, почему подсознание говорит с нами образами и в каких случаях метафорические карты реально помогут, рассказала Елена Кузьмина — психоаналитик, специалист по работе с метафорическими картами.


Елена Кузьмина, 

психоаналитик, специалист по работе с метафорическими картами


«Сегодня существуют тысячи метафорических колод»


— Что такое метафорические карты?

— Метафорические карты (или, вернее, метафорические ассоциативные карты, или просто МАК) — это картинки-образы, сюжет которых довольно неоднозначный и не имеет точной интерпретации. Благодаря этому каждый, кто смотрит на картинку, может найти в ней что-то свое. В этом разнообразии взглядов на одно и то же и есть основная суть метафорических карт.

Картами эти картинки называются потому, что стандартно они тоже печатаются колодами по 80-150 штук. Размер карт — с небольшой карманный календарик. Существует множество различных колод, рисунки которых объединены какой-то одной темой, и они решают разные задачи. 

Например, есть колоды, в которых изображены только лица людей (колода Persona, Лица, Архетипы и прочие). Такие колоды помогают в психологических расстановках, когда мы проецируем образ реальных людей на картинки или персонализируем какую-то проблему: например, как могла бы выглядеть болезнь, если бы она была человеком? 

Есть универсальные колоды, которые помогают решить любую задачу, ресурсные колоды, направленные на поиск выходов из ситуации, а также тематические: например, денежные колоды, колоды для работы с весом, колоды для беременных и даже колоды, позволяющие пережить смерть любимых питомцев. 

Когда метафорические колоды только появились, они все были в печатном виде, и психологи могли работать с клиентами только офлайн. Сейчас появились и онлайн-сервисы, поэтому стало возможно работать с клиентами без привязки к месторасположению.    

— Когда и как появилась эта методика? 

— Первые карты были нарисованы всего 45 лет тому назад, что для психологии «совсем недавно».  

Канадский художник Эли Раман искал такую форму самовыражения, которая помогала бы ему в творчестве и личном развитии. При этом он хотел, чтобы «новая форма» была одновременно и переменной, и уникальной для всех людей. В своем поиске он остановил внимание на картах, которыми был увлечен. Так появилась первая колода, но ее цель была не психологической. Эли Раман хотел сократить расстояние между зрителем и живописью, грубо говоря — чтобы искусство можно было «достать из кармана», когда захочется. 

Позже художник понял, что, глядя на свои произведения в различных душевных состояниях, он каждый раз находит в картинках новые смыслы.

Он дополнил рисунки рамками с разными словами, соединив иррациональное с рациональным. Получилась такая игра: достать в закрытую карту и слово, соединить их и прокомментировать, какие при этом рождаются спонтанные чувства, мысли и ассоциации.

Так увидела свет первая карта под названием «О».
Именно такую реакцию удивления, инсайта вызывали карты у тех, кто их доставал. 
  • В 1983 году состоялась судьбоносная встреча художника с психотерапевтом Моритцом Эгетмейером, которая положила начало развитию метафорических карт. Эгетмейер увидел в «карманном музее» Рамана тот психологический инструмент, который так давно искал, — инструмент для истинного самовыражения человека и раскрытия его души. 
  • В 1985 году начинается массовое издание карт в специально открытом «О-издательстве». Другие издательства не соглашались их производить, сомневаясь в востребованности необычного товара и финансовой прибыли. Позже в «О-издательстве» в сотрудничестве с разными художниками появились и другие колоды. 
  • Сегодня количество колод уже сложно сосчитать: их тысячи под разные задачи. И многие практикующие психологи создают свои колоды. 

«Карта принадлежит смотрящему»


— В чем суть работы с МАК?

— Основная суть работы с МАК в том, что человек, работающий с картами, рассказывает о себе не прямо, а опираясь на образ на картинке. Фактически он переносит свои мысли, переживания и опыт на образы картинок. 

  1. Такой перенос упрощает само повествование, так как любому человеку непросто рассказывать о себе, а тем более — делиться внутренними переживаниями. А тут как бы говоришь не о себе, описываешь карту. 
  2. Из-за неоднозначности сюжета карточек или эмоций людей, изображенных на ней, клиенты, работающие с МАК, начинают смотреть на свою ситуацию под другим углом, опираясь не только на свое рациональное представление о ситуации. Такой новый взгляд на ситуацию дает множество инсайтов и позволяет найти решение почти каждой задачи.
  3. Благодаря тому, что клиент концентрируется на образах карт, а не на своих мыслях, психологическая работа проходит в разы быстрее. Например, чаще всего за два часа удается выявить проблему, разобраться в ней, а главное — найти ресурсы для ее решения. Если, конечно, речь не идет о серьезной психологической травме, с которой тоже справляются МАК. 

— Это Таро или гадания?

— Нет. Метафорические карты никак не связаны с гаданиями. Если гадания — это попытка заглянуть в будущее и найти там ответы на вопросы, полагаясь чаще всего на интерпретацию образов гадающего, то МАК — это работа с подсознанием. 

Есть такое правило при работе с МАК: карта принадлежит смотрящему. То есть все, что видит человек, смотрящий в карту, — правда. Его личная правда. И психолог не имеет право поправлять клиента или интерпретировать карту по-другому.
Бывало в моей практике так, что я вижу на карте мужчину, а клиент — женщину. Значит, мы говорим о женщине. Или часто бывает, что с разными клиентами выпадает одна и та же карта, и каждый видит там совсем иной сюжет. А ты, как психолог, должен принимать любое видение.

С Таро интереснее, так как Таро можно назвать первыми метафорическими картами (кстати, многие психологи используют Таро в своей практике). Таро, так же, как и МАК, построены на сочетании образов и архетипов. В Таро каждая деталь на карте что-то означает: цвета карты, формы, животные, изображенные на ней.

Разница в том, что Таро имеют свои значения, которые трактуются гадающим. Но если психолог будет работать с Таро, не используя стандартные значения, а предоставив возможность смотрящему самому определять сюжет, то их можно использовать как МАК. 

— Как обычно проходит сеанс с МАК?

— Чаще всего сеанс строится на основе запроса клиента. Например, клиент обращается с запросом «хочу начать зарабатывать больше, но что-то мешает», или «хочу разобраться с отношениями», или «хочу похудеть». Запрос может быть абсолютно любой. Под него психолог подбирает технику — и начинается работа.

Бывает такое, что запроса у клиента нет, но он хочет попробовать поработать с МАК.

Тогда начать можно с разбора внутренней структуры клиента и воспользоваться техниками «Субличности» или «Внешнее, внутреннее, душа, разум», позволяющими заглянуть глубже и понять, что именно беспокоит клиента прямо сейчас. 

Стандартный сеанс — 2 часа. Работать с клиентами можно как лично, так и в специальной online-программе, где есть колоды карт, и параллельно созваниваться в мессенджерах для обсуждения. 

«Восприятие карты меняется, когда происходит ее проработка»


— Почему наше подсознание так эффективно работает с образами?

— Вообще, наша психика устроена так, что все внешнее мы интерпретируем через наш личный опыт или переживания. Мы просто не можем сказать о том, чего не знаем или что не испытывали. Именно поэтому разные люди, глядя на одно и то же, увидят что-то свое, опираясь на свое внутреннее ощущение. Образы карт не ограничивают нас в восприятии, поэтому мы смело можем высказывать то, что приходит в голову. А приходит в голову то, что нас беспокоит. Это похоже на детскую поговорку « у кого что болит, тот о том и говорит».

Рассказывая о какой-то карте, человек, начиная описывать что-то отвлеченное, обязательно бессознательно начнет говорить о себе. А задача психолога — уловить эту информацию, ненавязчиво акцентировать на ней внимание и помочь клиенту разобраться с ней. 

Работа с картами полна приятных сюрпризов. Как психологу, мне очень интересно наблюдать за тем, как по-разному люди воспринимают одну и ту же карту в зависимости от запроса или от собственного состояния. 

Например, есть такие «активные карты», которые выпадают постоянно у разных клиентов, хотя выбирают они их в закрытую из 100-150 вариантов.

Допустим, есть один мужской персонаж в колоде с персонами, который выпадает очень часто. Однажды было так, что этот персонаж выпадал подряд в разных сессиях, но в один и тот же день. Правда, первый клиент видел в нем самовлюбленного и капризного художника-тунеядца, а второй — чуть ли не принца на белом коне, доброго и благородного. И в такие моменты мне, как психологу, приходится резко менять восприятие образа, чтобы поддерживать диалог с клиентом. 

Также очень интересно наблюдать, как меняется восприятие карты, когда происходит ее проработка. Например, мы достаем с клиентом карту, которая показывает обидчика. Клиент очень негативно воспринимает карту, указывая на какие-то конкретные черты во внешности: «Смотрите, какой у него тяжелый взгляд!» Или: «Очень заостренный нос, такой только у лжецов».

Затем мы работаем с картой, меняем восприятие клиента, прорабатываем блоки и обиды. Через некоторое время я показываю карту повторно и спрашиваю: «Изменилось ли в ней что-то?». И если проблема проработана, то карта меняется до неузнаваемости. Клиенты начинают замечать в человеке на карте совсем другое. Это подтверждение того, что о чем мы думаем, то и формируем как представление о реальности. 

— В каких ситуациях могут помочь МАК?

— На самом деле практически в любых. В моей трехлетней практике еще не было случаев, в которых МАК не помогли. Чаще всего запросы стандартные: «хочу разобраться в себе или в своих отношениях», «хочу больше зарабатывать», «хочу найти себя». 

Но есть и уникальные запросы. Например, «я не могу выучить иностранный язык, несмотря на то, что занимаюсь ежедневно». Конечно, дело было совсем не в языке, проблема выявилась совсем в ином, а точнее — в отношениях с родителями. 

Особенно я люблю МАК как инструмент работы с травмой. Чаще всего говорить или думать о травмирующем психику событии очень больно, поэтому человек закрывается и не говорит о нем на стандартных консультациях с психологом. Благодаря МАК вы можете поговорить о травме, не говоря о ней напрямую, а описывая картинки. Поэтому в работе с МАК травму легче обнаружить и так же легко и ненавязчиво ее убрать. 

— Может ли эта техника помочь при серьезных психических расстройствах? Депрессии?

— Если речь идет о клинических случаях, то МАК, конечно, не помогут. Тут нужна «тяжелая артиллерия» и совсем иные специалисты — не психоаналитики и психотерапевты, а психиатры. Но если говорить о легких стадиях депрессии, которая еще не перешла в хроническую, то несколько сеансов вполне могут справиться. 

— Когда МАК точно не помогут?

— В клинических случаях. Это уже область психиатрии. 


«Психолог — проводник клиента по подсознанию»


— Как понять, помогут ли МАК мне?

— Если честно, за время моей практики еще не было ни одного случая, когда МАК не помогли или не понравились клиенту. Работа с МАК похожа на игру, поэтому очень увлекательна. А чтобы понять, помогут ли, надо попробовать. Каких-то ограничений в работе с МАК нет. 

— Какую функцию во время сеанса с МАК выполняет психолог?

— Психолог в данном случае выполняет роль проводника клиента по его подсознанию. Психолог выбирает подходящую технику, задает наводящие вопросы, подталкивает клиента к выводам и к поиску решения, когда это необходимо. Но психолог всегда должен оставаться в стороне и никак не влиять своим мнением или опытом на клиента. Только задавать вопросы и давать какие-то психологические пояснения. Задача психолога при работе с МАК — внимательно слушать и направлять.  

— Может ли человек сам без помощи психолога найти ответ на свои вопросы, используя МАК?

— Да, вполне. Многие мои клиенты после работы с МАК даже покупали себе свои колоды, чтобы работать самостоятельно. Но есть тут небольшой минус. Часто, когда мы смотрим на картинку и отвечаем на какой-то вопрос, нам сразу же все понятно. Мы посмотрели и не проговорили. А важно именно проговаривать то, что видишь, отпустить свою мысль в полет, так как не всегда первое впечатление является самым верным. Кроме того, говорить с самим собой не всегда интересно. Поэтому нужна вторая сторона — психолог. Плюс задача психолога, как я говорила ранее, задавать вопросы, расширяя представление клиента о каком-то вопросе, направляя человека. 


«Иногда необходимо подключить психоанализ»


— Где учат психологов работать с МАК, нужно ли вообще для этого психологическое образование? Есть ли специалисты, которые работают только с МАК, или это лишь одна их техник?

— Академическое образование часто отстает от современных реалий. Это актуально и для метафорических карт. За рубежом, насколько известно мне, такая дисциплина преподается. Но и в России уже есть много именитых психологов, которые пропагандируют работу с метафорическими картами и обучают им, организовывая курсы на основе своих психологических школ. В одной из таких школ обучалась и я. Если есть желание, то можно повысить квалификацию и пройти обучение у зарубежных специалистов. 

Кроме того, о МАК очень много информации в интернете. Например, можно найти обучающие ролики на Youtube или множество авторских техник для практической работы.

Чтобы работать с МАК как психолог, психологическое образование обязательно, так как метафорические карты — это лишь инструмент, который помогает психологу в работе. Лично я получила высшее образование по специальности психоаналитик в Московском институте психоанализа.

И да, работая с клиентом, я не ограничиваюсь только МАК, а использую их как основу. Иногда запросы клиентов таковы, что, помимо карт, необходимо подключить психоанализ или использовать другие техники. 

— Где еще используются МАК?

С МАК могут работать не только психологи — и могут использовать их не только в индивидуальной работе. Например, с МАК часто работают коучи или тренеры. Кроме того, МАК можно использовать в командных играх — например, для командообразования или для более глубокого знакомства коллектива. Или с помощью них развивать фантазию и формировать сюжеты. 

Применение МАК практически не ограничено. Их даже используют для работы с детьми, так как цветные карточки не травмируют детскую психику. 

...Есть очень интересная, «волшебная» особенность карт: они всегда выпадают «в тему», хотя выбор действительно огромен. Например, клиент описывает что-то в деталях, допустим, человека, который, по мнению клиента, любит рыбалку. И тут я прошу достать еще карту, которая покажет что-то еще про персонажа, которого мы разбираем. И клиент достает в закрытую (то есть рубашкой вверх) карту, которая как-то говорит ему о рыбалке. «Я же говорил!» — радуется клиент.  

Вот как могут происходить такие чудеса, мне и самой до конца не понятно. Это больше похоже на случайности, но та частота, с которой они происходят, четко показывают, что ничего случайного нет, и в нашем подсознании очень еще много загадок и тайн, которые еще только предстоит разгадать. И это то, от чего я ловлю наибольший кайф в работе — помогать клиентам разгадывать загадки их психики. 

По теме: У кого работают карты желаний — и как правильно мечтать

Этот сайт использует cookies
Понятно