24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

От работника завода — к собственному бизнесу. Интервью с директором сети «Зеленая аптека» Ругией Кенгерли

24 октября 2017

Путь к успеху порой сложен и извилист. Ругия Кенгерли в свое время окончила филфак, работала на заводе, мыла полы и готовила кофе в офисе. Теперь она руководит крупным семейным предприятием — сетью «Зеленых аптек», а СМИ считают ее примером успешной бизнесвумен. Как грамотно управлять людьми, что самое главное в работе аптеки, нужно ли для бизнеса профильное образование? О своей жизни и работе Ругия Кенгерли рассказывает в интервью 103.by.


Ругия Кенгерли
директор сети аптек «Зеленая аптека»

«Попала на завод случайно, и мне там понравилось»


— Как начинался ваш путь в бизнес?

— В свое время даже не думала, что буду им заниматься. Я всегда очень любила литературу, книги и поэтому после школы решила поступать на филфак. Но тогда там был очень серьезный конкурс: нужно было сдать три предмета на пятерки по тогдашней пятибалльной системе. И я в первый год не поступила.

Мне было семнадцать лет. Чтобы не сидеть на шее у родителей, пошла работать: устроилась на завод, который выпускал электронную аппаратуру. Попала я в сборочный цех, и мне там понравилось. Получала неплохую по тем временам зарплату, работала в молодой веселой бригаде. И когда слышала, как абитуриентов пугают, что, мол, не поступишь — на завод пойдешь, смеялась: мне на заводе было хорошо. Настолько, что на желанный филфак я поступила заочно.

— Что же заставило вас уйти с любимой работы?

— Настали девяностые годы: распался Советский Союз, разрушились экономические связи между некогда «братскими» республиками. Наш завод то не мог закупить комплектующие, то продать выпущенное. И когда зарплату нам не платили уже полгода, я поняла, что так дальше жить нельзя.

В то время мои родители как раз занялись бизнесом. Ну как бизнесом…  Было такое понятие — «челноки». Это предприниматели, которые сами ездили за товаром в Польшу, Россию и сами его продавали на рынке. Работа тяжелая, а порой и опасная. Но это была одна из немногих возможностей более-менее зарабатывать, чем родители и занимались. И они взяли меня к себе в офис. Он тоже был своеобразный — обычная минская однокомнатная квартира.


«Когда работала заведующей склада, в подчинении у меня было аж два человека!»


— С чего начиналась ваша офисная карьера?

— Я готовила кофе, мыла полы, раскладывала бумаги — словом, делала все то, до чего не доходили руки у других сотрудников в силу их занятости. Этакий менеджер-секретарь-уборщица.

Одновременно по собственной инициативе начала доводить до ума импровизированный склад товара, который был в офисе. Тогда мы торговали всем подряд: одеждой, бижутерией, хозяйственным ширпотребом… Я навела порядок, придумала какую-то систему выдачи. И когда у фирмы появился отдельный склад, меня назначили заведующей. Это была уже руководящая должность: у меня в подчинении было аж два человека! (Смеется). Так постепенно я училась принимать решения и руководить людьми.

— Как от джинсов и бижутерии пришли к аптекам?

— В конце девяностых и начале «нулевых» вещевые рынки стали изживать себя. Появились более презентабельные магазины одежды, начали открываться торговые центры. Стало ясно, что нужно искать другую нишу. И мы заметили, что неожиданно высоким спросом пользуются товары для красоты и здоровья: магнитные браслеты, массажеры, эфирные масла и т.п.

Мы как-то закупили их наугад: а вдруг пойдет? Пошло, да еще как: с руками отрывали! И решили полностью переключиться на новый ассортимент. В начале «нулевых» перешли на оздоровительный ассортимент, а в 2003 году в Минске появилась первая «Зеленая аптека», которая со временем разрослась в целую сеть.


«Не обманывать — этот принцип важен не только в повседневной жизни, но и в бизнесе»


— В одном из интервью вы говорили, что своим успехом обязаны семье. У ваших родителей были какие-то особые принципы воспитания детей?

— Во-первых, у нас не было принято бездельничать. В нашей семье всегда работали. И даже сейчас родители, будучи людьми пожилыми, стараются нас не напрягать, даже когда предлагаем помощь. Мол, не надо, мы сами справимся — вы же работаете! То есть труд был одной из главных семейных ценностей.

Во-вторых, нас учили не обманывать. Этот принцип очень важен не только в повседневной жизни, но и в бизнесе. Ведь в наше время хорошая репутация — это тоже своего рода капитал, который очень долго зарабатывается.

— А как же маркетинг? Это ведь тоже манипуляция…

— Маркетинг нельзя считать обманом. Это, скорее, способ обратить внимание на свой товар в условиях перенасыщенного рынка, когда множество продавцов предлагают похожий товар. Но мы не ставим перед «Зелеными аптеками» цель продать побольше любой ценой.

Смысл нашей работы в том, чтобы оказать человеку реальную помощь. Например, приходит клиент и просит шампунь против выпадения волос. А наши фармацевты начинают расспрашивать, интересоваться симптомами. И если подозревают серьезную проблему со здоровьем, советуют сначала обратиться к врачу, сдать анализы крови. Ведь если волосы выпадают из-за гормонального сбоя, проблем со щитовидной железой, шампунь здесь не поможет. И человек потом приходит, благодарит: «Спасибо, что подсказали!» А если бы ему просто молча сунули в руки шампунь, то неизвестно, во что бы вылилась запущенная болезнь. Да, задача аптеки — продавать, но продавать то, что человеку действительно нужно.

— Какие рекламные стратегии вы используете?

— Как показал опыт, эффективнее всего работает «сарафанное радио». Рекламой ты можешь пару раз привлечь клиента, но если он не получит ожидаемого, то разочаруется и больше на рекламные уловки не купится. А когда люди покупают товары в «Зеленой аптеке» и потом советуют их своим знакомым вот лучший пиар.

Помню, к нам в аптеку один дедушка зашел и рассказал, что ему в поликлинике в очереди знакомые бабушки очень советовали сходить к нам. Это, пожалуй, главный показатель.

— Какими товарами из ассортимента «Зеленой аптеки» вы пользуетесь сами?

— Знаете, как послушаешь наших девушек-фармацевтов, так и хочется попробовать буквально все! (Смеется)… Но всего не перепробуешь. Обычно я проверяю на себе всякие кремы, лосьоны, маски для лица, шампуни. Принимаю и различные биодобавки. И пока очень довольна результатом.


«Сын хочет стать врачом. Я не в восторге, но мешать не стану»


— Как вы успеваете совмещать обязанности руководителя с ролью жены и матери?

— С одной стороны, чем выше ты взбираешься по карьерной лестнице, чем крупнее становится твой бизнес, тем больше ответственности. С другой — надо уметь доверять сотрудникам и передавать им часть своих задач. Если ты нанимаешь профессионала, чтобы он руководил каким-то направлением, не выполняешь работу, которую называют «текучкой», умеешь правильно расставлять приоритеты, то остается время и на семью.

— Вашему сыну уже 17 лет. Собирается ли он продолжить семейный бизнес?

— Он хочет стать врачом, и не могу сказать, что я в восторге от его намерения. С учетом университета, интернатуры и всего прочего ему придется учиться, по сути, лет десять. А труд врача оплачивается не так уж и высоко. В то же время я считаю, что человек должен выбирать то занятие, которое ему по душе. В конце концов, профессию можно и в 30 лет сменить, и в 40.

— Есть мнение, что женщины на руководящих должностях более эффективны, чем мужчины. Как вы относитесь к такому утверждению?

— Могу с уверенностью сказать, что женщины более сдержанны, менее склонны к рискованным решениям. Нам легче сосредотачиваться на текущей работе, особенно если она рутинная, легче удержаться от резких слов, пойти на какие-то тактические уступки.

У мужчин же часто включается природная жажда доминантности, иногда даже в ущерб делу. В то же время эта доминантность очень помогает там, где нужна пробивная сила, принятие волевых решений. Поэтому в руководстве крупных компаний обычно присутствуют и мужчины, и женщины, которые отвечают за различные участки работы. Так как мы руководим компанией втроем с моим братом и мужем, то всем достаются те участки, где мы сильны.

— Вам как руководителю приходится принимать жесткие решения?

— Например, когда речь идет об увольнении сотрудника. Ты можешь человека жалеть: у него семья, дети, куча кредитов… Но приходится включать рациональность и принимать во внимание, что он не «вписывается» в коллектив, что он недостаточно эффективен на своем месте, что в итоге страдает работа целого подразделения. А это десятки людей, которым тоже нужно платить зарплату. И ты объясняешь человеку, что если с ним не продлевают контракт, то это не значит, что он плохой: просто не «срослось». Может, на другой работе он окажется более эффективным.


«Предпочитаю семинары и мастер-классы, где дают не сухую теорию, а объясняют на конкретных примерах»


— Филологическое образование мешает или помогает вам в бизнесе?

— В бизнесе мне пришлось учиться всему на практике, порой набивая шишки и нарабатывая опыт. И до сих пор я предпочитаю семинары и мастер-классы, где дают не сухую теорию, а объясняют на конкретных примерах. Что же касается филфака, то он — верите или нет — мне очень помог. Благодаря ему я прочитала огромное количество  книг. А чтение развивает мышление, обогащает словарный запас. Это важно не только для общего развития, но и когда ты задумываешь маркетинговую кампанию, проводишь переговоры… Поэтому я советую всем по возможности больше читать: как специальную, так и качественную художественную литературу.

— Чем вы занимаетесь в свободное время? Есть ли у вас хобби?

— Очень люблю путешествовать. Это у нас семейное увлечение. Причем мы не пользуемся услугами турфирм: выбираем маршрут, покупаем билеты — и вперед! Если бы не работа, то, наверное, путешествовали бы все время. Есть много стран, в которых хотелось бы побывать. Сейчас мечтаю съездить в Южную Корею. Надеюсь, что получится.

Текст: Валентин Бойко

Фото: Ирина Забирашко

Читайте также: 


«Я педант и очень требовательный к себе человек»: пластический хирург Славомир Хиневич о профессии и жизни

Этот сайт использует cookies
Понятно