Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Признаки плохого врача: как распознать хорошего и не очень специалиста? Мнения белорусов

Текст: Ирина Репина 5733 8

Доктор назначает дорогие лекарства, прибегает к запугиванию пациента или слишком долго не может разобраться с диагнозом? Скорее всего, перед вами новичок. О том, что белорусы считают признаком медика-специалиста, а что нет, 103.by спросил у людей разных специальностей.


Ирина, научный сотрудник НАН Беларуси


— У меня в роду были и есть медики, но я не сказала бы, что люблю посещать врачей и в целом отношусь к ним настороженно. Ничего страшного не происходило, но был один случай в раннем детстве, который, вероятно, и определил мою будущую модель поведения с врачами.

Девушка рассказывает, что во время прививки, которую делают всем детям, кусок стекла от ампулы случайно оказался на ватке для дезинфекции. Прививку Ирине в тот день так и не сделали. Домой она вернулась с перебинтованной рукой. На долгую память остались еле заметные шрамы и наказ мамы, которая еще долго переживала, что не вовремя высказала медсестре свои опасения.

— Не надо бояться спрашивать, уточнять, если показалось, якобы что-то идет не так, до сих пор говорит мне мама. С тех пор для меня решающий фактор — максимально полно получать информацию от врача или медсестры. Я спрашиваю обо всем: процессе проведения процедуры, схеме лечения, побочных эффектах лекарств. Наверное, для меня это и есть определяющий критерий компетентности доктора.

Ирина рассказывает, что во время первого визита к врачу обращает внимание на то, что спрашивает доктор.

— Я как пациент не знаю, какие еще важные детали нужны, чтобы правильно диагностировать мое заболевание. Не люблю, когда на приеме даже не смотрят карточку, а иногда и не спросят банальное: «На что жалуетесь?». Поэтому в легких случаях, (например, ОРЗ) я предпочту заняться самолечением дома.

Девушка говорит, что признаком непрофессионализма доктора считает высказывание им собственного мнения относительно немедицинских проблем пациента.

— Была свидетелем, когда врач сказала студентке на профосмотре, мол, кто же тебя такую не сильно здоровую замуж-то возьмет? По-моему, это граничит с хамством. Уверена, врач и пациент должны быть взаимно вежливыми. Некомпетентно со стороны врача и сравнение себя с пациентом. Особенно, когда пожилым людям говорят: «Вот мне 30 лет, и у меня тоже тут болит». Еще я определенно не хочу знать больше врача и предлагать ему процедуры и лекарства для меня же самой. Иногда приходится.

Девушка говорит, что с нетерпением ждет ввода электронных медицинских карт. Тогда без проблем можно будет прочитать запись о визите к врачу и схему лечения.

— Графология не мое хобби, чтобы в свободное время расшифровывать записи некоторых врачей. Но тут, скорее, проблема в ограниченности времени для приема – врачу надо успеть заполнить карту.

Ирина говорит, что она уважает докторов и сопереживает тем, кто и после работы все еще думает о своих пациентах. Быть врачом сможет не каждый, и не только потому, что выучиться сложно.

— У хорошего врача пациент выйдет с приема с надеждой на излечение и отсутствием вопросов. Второй вариант — пациент выйдет с направлением на более детальное обследование, но тоже без дополнительных вопросов.


Анастасия, фотограф, организатор детских праздников, мама близнецов


— Профессиональный доктор, на мой взгляд, будет интересоваться историей болезни. Он пролистает медкарту, изучит анализы и эпикризы, спросит о наличии аллергии. Истинный специалист будет внимательным к пациенту. Дипломы и сертификаты, висящие на стене, только усилят мое доверие к врачу.

Анастасия рассказывает, что у нее дети-близнецы: Марк и Тима. Молодая мама часто пользуется услугами детских врачей. Чаще бесплатной медициной, но иногда обращается и к платным специалистам.

— Мои мальчики родились недоношенными, первое время лежали в реанимации, долго восстанавливались. Некоторые врачи от детей требовали многое, даже не изучив их истории. Меня всегда настораживает, если доктор прописывает дорогие лекарства, которые есть в определенной аптеке.

Анастасия рассказывает, что однажды они с малышами ходили к узкому специалисту. Тот выписал мазь, которая стоила более 70 рублей.

— Мы были в растерянности, мазь все же купили, но в следующий раз пойдем к другому доктору.

Непрофессионализмом Анастасия также считает ситуацию, когда в разговоре врач использует медицинскую лексику и не объясняет ее значение пациенту.

— Для меня важно, чтобы доктор хорошо относился к моему ребенку, знал, как с ним заговорить и что делать. Многие дети боятся людей в белых халатах. Это страх отчасти связан с докторами, которые успокаивают ребенка предложением сделать укол от крика. К счастью, нам повезло с педиатром, у нас сложились доверительные отношения, и дети ее не боятся.

Анастасия считает, что важно уважать труд врачей, быть вежливым, улаживать все вопросы тактично и не идти к докторам без очереди.

— Качественная работа медика для меня — это верное определение диагноза и грамотное лечение, которое помогает. К счастью, такие специалисты чаще всего попадались мне на пути.


Татьяна, продавец


— Профессионализм доктора для меня — это общительность и тактичность. Если врач задает вопросы о прошлых болезнях, спрашивает о том, где лечилась ранее и каковы результаты, — это отлично. Хорошо, когда на основании предыдущих обследований доктор делает выводы и назначает качественное лечение.

Татьяна рассказывает, что в жизни приходилось сталкиваться и с не очень профессиональными докторами. Они, как правило, не вникают в суть болезни, а лишь выписывают стандартный набор анализов.

Что касается обратной связи, то Татьяна уверена, что у пациента обязательно должен быть номер лечащего врача.

— У меня недавно появилась внучка Дарина. Номер педиатра уже записан в телефоне. Если есть какие-то вопросы, звоним и не откладываем. Считаю, это правильно.

Не менее важным качеством врача Татьяна считает доброжелательное отношение к людям. К такому доктору приятнее приходить на прием и можно без смущений задавать интересующие вопросы.

— Я стараюсь посещать врачей, о которых хорошо отзываются мои знакомые. То же самое советую своим детям.


Евгений, врач-травматолог


По мнению Евгения, нет непрофессиональных докторов. Каждый, отучившись в университете и получив диплом, становится специалистом. У доктора в любом случае медицинских знаний больше, чем у пациента.

— Часто вопросы к медикам возникают не по причине их непрофессионализма, а по причине нехватки терпения, такта. Здесь надо понимать, что работа у медиков сложная, нагрузка и ответственность — высокие. Человеческий фактор есть в любой профессии. Единственное — в медицине все эмоции должны быть нивелированы. Пациент и так страдает, когда приходит за помощью к доктору.

Евгений уверен, что качество бесплатной медицины в Беларуси отличное. Есть подготовленные доктора, хорошее оборудование и инструменты. Плохая лишь организация медицинских услуг. К примеру, талонов на всех не хватает. О том, что заболеешь, нужно знать за неделю до начала болезни, в противном случае талон не возьмешь.

— Естественно у людей будут вопросы. Я их понимаю. Однако в этой системе виноваты не врачи. Нельзя потребительски относиться к медицинским услугам. Мол, я пришел, плачу налоги, мне все должны. Это на корню убивает все старания доктора.