Медицинский взгляд на красоту: главный врач эстетического центра – о научном подходе, трендах и принципе «не навреди»
За красивой внешностью должна стоять ответственная медицина. Наталья Постоялко, главный врач Клинического центра пластической хирургии и медицинской косметологии г. Минска, поделилась своим видением профессии, рассказала о ключевых тенденциях в эстетической медицине и объяснила, почему безопасность и научная обоснованность методов для ее команды – не просто слова.

главный врач Клинического центра пластической хирургии и медицинской косметологии г. Минска, врач-косметолог высшей категории
На данный момент Клинический центр пластической хирургии и медицинской косметологии – самая крупная в стране государственная структура в сфере эстетической медицины. Совсем недавно, 1 декабря, центру исполнилось 45 лет. Богатый практический опыт, постоянное внедрение инноваций, авторитетные и прогрессивные специалисты, верные фундаментальным медицинским принципам, позволяют центру уверенно смотреть в будущее. Символично, что знаковую дату команда отметила в новой локации – летом центр переехал в современное, большое и светлое здание на Маяковского, 31.


– Наталья Николаевна, почему вашим выбором когда-то стала именно косметология?
– До этого я работала дерматологом, но в какой-то момент захотелось освоить методы коррекции возрастных изменений кожи и применять их на практике. Поэтому я прошла переподготовку и сейчас, спустя больше двадцати лет, могу сказать, что не ошиблась в своем выборе. Меня вдохновляет возможность улучшать не только внешний вид, но и психологическое состояние и настроение пациентов. Вдохновляют сияющие глаза, результаты, жизненные истории, на которые позитивно повлияла моя работа.

– Как изменилась ваша профессия за последние годы?
– Благодаря технологическому прогрессу косметологические процедуры стали эффективнее, безопаснее, доступнее, спектр услуг расширился, подход стал более персонализированным.
Даже уходовые процедуры раньше были доступны немногим и считались скорее роскошью. Теперь же они превратились в неотъемлемый элемент повседневной жизни для многих людей.
Изменились и наши пациенты: они стали более информированными, их запросы и ожидания – выше. Все это, в свою очередь, повышает ответственность врача.
– Сейчас большинство стремится к деликатному улучшению внешности, но есть и запрос на радикальную трансформацию, хотя не всегда оправданный. Что чаще всего мешает людям адекватно оценивать свою внешность?
– Иногда человек концентрируется только на каком-то своем недостатке, не понимая, что другие оценивают его внешность целиком. Острое недовольство своей внешностью может даже принимать характер клинического расстройства, которое специалисты называют дисморфофобией.
Хирург может изменить что-то во внешности, но вот адекватную самооценку таким людям он вернуть не в состоянии. Конечно, речь идет о крайних случаях, которых, к счастью, не так уж и много.

– Какие тенденции в эстетической медицине вы считаете позитивными, а какие – спорными?
– Безусловно, тенденция на деликатное омоложение, не нарушающее естественность и гармоничность черт лица, – позитивная. То, что в наши дни косметология уделяет внимание не только лицу, но и телу, также можно только приветствовать.
Антитрендом я считаю стремление сделать любой ценой как можно больше разных процедур, без учета реальных к ним показаний и своей индивидуальности.
– Возможно, главная претензия общества к косметологии и пластической хирургии в том, что приоритет якобы отдается эстетике, а не здоровью и качеству жизни. Есть ли в этом доля правды?
– Философия нашей клиники: медицинский подход к красоте, безопасность и доказательная база. Поэтому, конечно, эстетика в ущерб здоровью и качеству жизни для нас однозначно неприемлема. Грамотный врач не только обращает внимание, скажем, на морщины или плохое качество кожи, а прежде всего исходит из оценки состояния здоровья человека, определяет как показания, так и противопоказания к косметологическим вмешательствам или пластическим операциям. А когда в результате грамотно выстроенной программы процедур и, при необходимости, хирургии, пациент получает желаемый результат, это на порядок улучшает и его качество жизни.

– Насколько в эстетической медицине важен комплексный, междисциплинарный подход к пациенту?
– Он не просто важен – на междисциплинарном подходе базируется вся эстетическая медицина. На современном этапе тандем «косметолог-пластический хирург» особенно актуален. Косметологи и пластические хирурги не конкуренты, а коллеги, эффективное взаимодействие между которыми помогает добиться потрясающих результатов.
И, конечно, специалисты в области эстетической медицины активно взаимодействуют с терапевтами, эндокринологами, физиотерапевтами, гинекологами. Это уже стало повседневной практикой.
– Как вы обеспечиваете, что в такой визуально ориентированной сфере работа центра базируется на принципах доказательной медицины?
– Доказательная медицина в сфере эстетики – это подход к проведению процедур, основанный на результатах клинических исследований, а не на личном мнении, хотя бы даже и авторитетном.
Мы следуем нескольким понятным принципам: научная обоснованность (выбор методик и препаратов основывается на объективных данных); соблюдение клинических протоколов; информирование пациента, которому предоставляется полная информация о схеме лечения и ожидаемых результатах.

– Как вы подбираете специалистов в команду? Какие качества объединяют врачей центра?
– Есть требования к стажу работы и квалификационной категории. Например, сейчас, чтобы работать на должности врача-косметолога, нужно до этого как минимум пять лет отработать врачом-дерматологом, чтобы получить глубокие знания о патологии кожи. Помимо этого важны отличные коммуникативные навыки, эмпатия и, не побоюсь этого слова, гуманизм.
Сейчас в нашем центре работает больше сорока высококвалифицированных врачей, каждый из которых уникален и очень ценен для нас.
– Эстетическая медицина быстро развивается. Как организовано обучение специалистов в Клиническом центре пластической хирургии и медицинской косметологии?
– Врач любой специальности никогда не перестает учиться, проходя как минимум один раз в пять лет обязательные курсы повышения квалификации. Наши врачи – не исключение. Помимо этого, в Минске организуется масса семинаров, мастер-классов, практических тренингов, обучений, проводятся съезды и конференции специалистов. Наши врачи всегда принимают участие в таких мероприятиях, в том числе онлайн, где выступают с докладами, делятся своим опытом с коллегами, изучают их опыт. Это бесценный источник новых знаний и умений для всех, кто посвятил жизнь здоровью и красоте. Наши врачи обучаются и за рубежом, что дает им возможность быть в курсе мировых тенденций в эстетической медицине.

– Какую роль играют современные технологии и оборудование в работе с внешностью?
– Одну из ключевых. Только за последние 10–15 лет появились такие процедуры, без которых эстетическую медицину уже невозможно представить: лазерное омоложение, ультразвуковой SMAS-лифтинг, микроигольчатый радиолифтинг, криолиполиз и многие другие. Сейчас любая уважающая себя клиника стремится обзавестись оборудованием экспертного класса. Но технологии – это все-таки лишь инструмент. Важнее компетентность врача и уместность их применения.
– Как, по вашему мнению, изменится запрос пациентов спустя еще 10 лет?
– Я уверена, что будет прослеживаться та же тенденция, которую мы наблюдаем уже сейчас: желание выглядеть максимально естественно и гармонично. Думаю, что наибольшей популярностью в пластической хирургии будут пользоваться максимально малоинвазивные и щадящие вмешательства, такие, например, как эндоскопический лифтинг.
Мы наблюдаем, что количество операций по увеличению груди из года в год уменьшается, но становится больше операций с целью подтяжки и улучшения формы молочных желез. А ключевое пожелание при введении ботулотоксина – не просто устранить мимические морщины, но и сохранить лицо «живым», без эффекта маски. Тренд на разумную коррекцию затронул практически все методы и направления улучшения внешности.
– Каким вы видите косметолога и пластического хирурга будущего?
– Это вдумчивый компетентный специалист с отличным эстетическим вкусом и с огромной ответственностью за пациентов, доверивших ему самое ценное – свое здоровье и красоту.

– Какую ошибку чаще всего совершают молодые специалисты? Что вы им посоветовали бы?
– Многие спешат применять техники без достаточного клинического опыта и стремятся следовать современным трендам без учета базовых принципов безопасности.
Начинающим специалистам в области эстетической медицины я бы посоветовала не только совершенствоваться в современных технологиях, но и «слышать» пациента, учитывать его запросы и пожелания, быть хорошими психологами, уметь отговорить от ненужной или несвоевременной именно для данного человека процедуры или операции. Такому врачу пациенты будут доверять и возвращаться к нему снова и снова.
– Какой принцип вы считаете главным в работе врача?
– Наверное, это слишком очевидно, но главным в работе врача любой специальности со времен Гиппократа и до нашего времени остается принцип: «Noli nocere!», что означает «Не навреди!». В эстетической медицине этот принцип приобретает особое значение, ведь к нам обращаются здоровые люди.
– Есть ли у вас личное правило красоты?
– В основе всего – бережное и заботливое отношение, как к своему здоровью, так и ко внешнему виду. Это, я считаю, и есть то, что принято называть любовью к себе, а отнюдь не самолюбование и стремление сделать как можно больше разных косметологических процедур.

Фото: Александр Задорин