Поиск мест и событий
Эффективная реклама на сайте
  1. Тема дня

CAR-T против миеломы: как белорусские ученые «программируют» иммунитет на борьбу с опухолью

Автор: 103.by, 10.10.2025

Прямо сейчас белорусские ученые и врачи тестируют новый метод лечения пациентов с множественной миеломой – злокачественным заболеванием кроветворной системы. Речь идет о CAR-T-терапии – одной из самых обсуждаемых технологий в современной онкологии. Этот подход основан на использовании собственных иммунных клеток пациента, которые модифицируют с помощью генной инженерии, «обучая» их распознавать опухоль и уничтожать ее. В Беларуси ведутся клинические испытания собственного клеточного продукта, созданного специалистами Республиканского научно-практического центра детской онкологии, гематологии и иммунологии (РНПЦ ДОГИ).

На данный момент уже семь пациентов с множественной миеломой получили лечение СAR-T-клетками. О промежуточных результатах научного проекта расспросили специалистов лаборатории генетических биотехнологий РНПЦ ДОГИ Александра Мелешко и Дмитрия Луцковича.

CAR-T-терапия в мировой практике и в Беларуси

«CAR-T-терапия – это относительно новый, но перспективный метод лечения онкологических заболеваний, уже доказавший свою эффективность. Он был разработан прежде всего для борьбы с В-клеточными лейкозами и лимфомами. На данный момент в мире зарегистрировано несколько продуктов на основе CAR-T-клеток для лечения этих заболеваний. Применение «каров» (так медики между собой называют CAR-T-клетки – прим. ред.) при множественной миеломе – следующий шаг в развитии этой технологии», – объясняет Александр Мелешко, ведущий научный сотрудник лаборатории генетических биотехнологий РНПЦ ДОГИ.

Специалисты центра решили бросить вызов и этому заболеванию. По словам белорусских биотехнологов, они не изобретали велосипед с нуля: в мире уже были зарегистрированы продукты против миеломы. Задача состояла в том, чтобы воспроизвести и адаптировать эту технологию в нашей стране.

Опыт Беларуси развивается синхронно с мировыми тенденциями: ученые используют проверенные мишени и конструкции, но создают полный цикл производства внутри страны.

Как именно CAR-T-клетки помогают при онкозаболеваниях

Суть CAR-T-терапии заключается в генетической модификации собственных Т-лимфоцитов пациента. Клетки «перепрограммируются» таким образом, чтобы научиться распознавать и атаковать опухоль. Для этого с помощью специальных вирусных векторов в них вводится ген, кодирующий химерный антигенный рецептор (CAR). Этот рецептор нацелен на специфический антиген на поверхности опухолевых клеток.

«Когда «кары» попадают в кровоток, они активно делятся и зачищают организм от остаточных «плохих» клеток (чаще всего метод применяется после химиотерапии). Уникальность CAR-T-клеток в том, что они находят и уничтожают даже те опухолевые остатки, что скрываются в труднодоступных местах. Первые признаки активности терапии обычно фиксируются на 9–11-е сутки, а к концу первого месяца оценивают состояние костного мозга, который, как правило, оказывается «чистым», – рассказывает Дмитрий Луцкович, научный сотрудник лаборатории генетических биотехнологий РНПЦ ДОГИ.

Принцип терапии остается неизменным при всех онкозаболеваниях, против которых она применяется. А вот структуры рецепторов отличаются. Для каждой опухоли есть своя мишень, свой антиген. Адаптация технологии под различные онкологические и иммунные заболевания – это как раз то, чем занимаются ученые в этой области, в том числе белорусские специалисты из РНПЦ ДОГИ.

Миелома: целевой антиген – BCMA

«Множественная миелома – это онкологическое заболевание костного мозга, которое развивается из зрелых В-клеток. Как и для любой другой опухоли, для множественной миеломы была определена своя уникальная мишень. Если для лейкозов и лимфом основной антиген – CD19, то для множественной миеломы таковым стал B-cell maturation antigen (BCMA). Этот антиген экспрессируется на поверхности опухолевых клеток и служит ориентиром для CAR-T-клеток, которые, благодаря модифицированному рецептору, способны его распознавать и уничтожать», – поясняет Александр Мелешко, ведущий научный сотрудник лаборатории генетических биотехнологий РНПЦ ДОГИ.

Интересно, что команда центра разработала сразу два варианта химерного антигенного рецептора, основанных на разных антителах, чтобы выбрать наиболее эффективный. Пока выводы делать рано – специалисты наблюдают за их поведением. 

Листайте слайдер с помощью стрелок

Первые результаты: от лаборатории к пациентам

Путь от научной идеи до первой инфузии CAR-T-клеток занял около двух лет. За это время команда прошла этапы разработки, проверки и оценки функциональной активности продукта.

В научном проекте участвуют три крупные белорусские клиники. Специалисты Республиканского научно-практического центра детской онкологии, гематологии и иммунологии отвечают за биотехнологическую часть: конструирование новых рецепторов, проверку их активности и производство клеточных продуктов. Клиническим применением препарата, подбором пациентов и мониторингом их состояния, контролем результатов испытаний занимаются Минский научно-практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии, а также Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека (Гомель). 

В клиническое исследование включаются пациенты с рефрактерной множественной миеломой, не отвечающие на стандартное лечение. Решение принимает медицинский консилиум, руководствуясь протоколом.

«Если пациент хорошо отвечает на химиотерапию, необходимости в CAR-T нет. Но для тех, у кого болезнь возвращается или плохо поддается лечению, экспериментальная терапия может стать шансом», – поясняет Александр Мелешко.

Белорусские исследователи уже применили разработанный продукт у семи пациентов, и у всех из них был зафиксирован положительный ответ на терапию.

«Множественная миелома – болезнь, очень хорошо поддающаяся CAR-T-терапии. Возможно, даже лучше, чем лейкозы и лимфомы. Общий ответ на терапию при миеломе составляет от 80% до 100%», – отмечает Александр.

Однако главным критерием успешности терапии считается безрецидивная выживаемость. Чтобы говорить о ней, требуется наблюдение в течение года и больше. Если опухоль не вернулась за 5 лет, то вероятность, что это произойдет позже, резко снижается. По предварительным мировым данным, безрецидивная выживаемость для множественной миеломы составляет 40–60%. Для белорусского исследования еще предстоит оценить этот показатель: пока прошло недостаточно времени. Первому участнику CAR-T-клетки вводили в начале этого года, последнему – в августе.

Как собственные клетки человека превращаются в «кары»

«Создание персонализированного CAR-T-продукта – это сложный и трудоемкий процесс, который занимает от 14 до 21 дня. Он начинается с процедуры лейкафереза, в ходе которой у пациента берут кровь, чтобы отобрать из нее лимфоциты. Следующий этап – селекция и активация нужных Т-лимфоцитов. Затем с помощью безвредных вирусных частиц в эти клетки доставляется ген, кодирующий химерный антигенный рецептор. После такой генетической модификации Т-лимфоциты становятся CAR-T-клетками», – объясняет Дмитрий Луцкович, научный сотрудник лаборатории генетических биотехнологий РНПЦ ДОГИ. 

После этого в лабораторных условиях CAR-T-клетки размножаются до необходимого количества и вводятся больному внутривенно.

«За 5 дней до инфузии пациенту проводят лимфодеплетирующую химиотерапию, – уточняет Дмитрий. – Это необходимо, чтобы обеспечить приживление CAR-T-клеток, предотвратить их отторжение».

Побочные эффекты и «метки безопасности»

Как у любого мощного лечения, у CAR-T-терапии есть риски. Для их контроля белорусские ученые снабдили свои клеточные продукты «меткой безопасности» – поверхностным белком, который позволяет при необходимости быстро уничтожить все модифицированные клетки с помощью специального препарата. Пока в рамках исследований эта опция не применялась.

«Один из основных побочных эффектов CAR-T-терапии – цитокиновый шторм, то есть бурная реакция организма на активность модифицированных клеток. Однако при лечении миеломы с помощью анти-BCMA CAR побочные эффекты протекают мягче, чем при других вариантах. Типичный цитокиновый шторм у этих пациентов был, но врачи умеют с ним справляться», – говорит Александр Мелешко.

Заменит ли технология CAR-T химиотерапию

Сегодня в мире обсуждается возможность применения CAR-T не только в качестве последней линии, но и в первой линии терапии.

«В ближайшие годы это маловероятно, поскольку процедура очень дорогостоящая и трудозатратная. Более реально, на мой взгляд, профилактическое применение CAR-T-клеток для пациентов высокой группы риска после первой линии терапии, так как риск рецидивов миеломы сохраняется», – делится мнением Дмитрий Луцкович, научный сотрудник лаборатории генетических биотехнологий РНПЦ ДОГИ.

Что дальше

Завершение текущего научного проекта ожидается через полгода. В начале 2026-го метод должны утвердить в качестве официальной инструкции по применению. Это станет первым шагом к внедрению CAR-T-терапии в широкую клиническую практику в Беларуси.

Ученые РНПЦ ДОГИ не ограничиваются миеломой. Ведутся работы по созданию CAR-T-клеток для лечения солидных опухолей (нейробластомы, сарком), лимфомы Ходжкина и даже аутоиммунных заболеваний. Кроме того, ученые разрабатывают технологию создания CAR-T-клеток из донорских лимфоцитов, что сделает терапию доступной для пациентов, чьи собственные клетки сильно повреждены предыдущим лечением.

Листайте слайдер с помощью стрелок

CAR-T-терапия в Беларуси остается экспериментальным направлением, но первые результаты демонстрируют, что исследовательские центры и клиники страны быстро осваивают передовые технологии и дают шанс на жизнь тем пациентам, для кого стандартные методы лечения уже исчерпаны.

Фото: Анна Занкович

Следите за нами в соцсетях
Эффективная реклама на сайте