24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Феномен Барби: психолог объясняет, почему образ инфантильной куклы так нас триггерит

7 августа 2023

С трендом на барбикор запрос на однотипную кукольную красоту и подчеркнутую женственность не вернулся — по-настоящему он и не исчезал, даже во время пика моды на оверсайз, кроссовки, комфорт и заботу о психологическом здоровье, считает психолог Андрей Бобрик.

Да, с одной стороны современное общество говорит женщинам: «Будьте свободны. Будьте естественны. Важнее всего ваша индивидуальность. Красота в разнообразии». С другой стороны, многие инфлюенсеры продолжают поддерживать привычные и понятные стандарты внешности, так или иначе навеянные образом знаменитой куклы. Да и «обычные» девочки с 1959 года* «знают» в душе, как выглядит идеал.

* Именно тогда выпустили первую куклу Барби.

Андрей Бобрик
психолог

— Почему все хотят быть, как Барби? Ну ладно, многие.

— Первый момент — Барбиленд ассоциируется у нас с престижем, благосостоянием и вечной молодостью.

Вторая причина. Если рассматривать личность с точки зрения ролей-архетипов, то женщина реализуется через архетипы Подруга, Мать, Сестра, Хранительница очага, Бизнес-вумен, Охотница, Красавица, Соблазнительница.

Барби — это скорее Красавица и Соблазнительница. Эти архетипы самые простые, они на виду, они везде считываются, поэтому женщинам легче заходить в них, чем в другие образы.

Здоровой психологически будет только та женщина, которая раскрывает в себе все архетипические роли. Если же происходит перекос в сторону телесности, это чревато неврозами и другими проблемами, особенно если женщина надолго застревает в этой подростковой фазе: одежда, аксессуары, оформление своей внешности, развлечения и ни о чем не думать.

— Почему барбикор сейчас так «зашел» во всем мире? Удачный маркетинг? В обществе созрел запрос на «розовое»? Пришло время ностальгии по детству?

— Как известно, мода не создается искусственно, с нуля. Она базируется на аналитике, которая отражает общественные настроения, связанные в том числе с политической, экономической ситуацией. Только тогда будет коммерческий успех.

Так же и барбикор: знающие люди просто уловили, чего хотят люди, вынесли это на всеобщее обозрение и сказали: «Можно».

Какое-то время женщины примеряли на себя феминно-маскулинный, полумальчишеский образ. Теперь, по-видимому, снова нашлось место для подчеркнутой женственности, символ которой — Барби.

Почему всем так понравился тренд на этот инфантильный образ девушки и атмосферу розового пластикового мира? В мире сложная ситуация, на нас надвигается экзистенциальный кризис. Это может негативно сказываться на психике и ассоциироваться с темными цветами. Люди хотят отвлечься на что-то максимально противоположное. Розовый — это о чем-то детском, беззаботном, легком. Это так называемый дофаминовый цвет, который вызывает радость.

Кто-то может сказать, что мы слишком глубоко копаем, а барбикор — просто красивый тренд. Можно и так к этому отнестись. Не всем нужно замечать эти взаимосвязи.

— Барбикор может оказаться вредным трендом?

— Да, популяризация таких образцов, как Барби, способна навязывать девушкам комплексы.

Барби уже не раз обвиняли в пропаганде нереалистичного стандарта красоты: объемная грудь и бедра, очень узкая талия, длинные безупречно ровные ноги. А ведь миллионы девушек во всем мире невольно сравнивают себя с идеальной куклой и стараются «загонять» себя в этот образ всеми правдами и неправдами.

Сначала диеты (нередко жесткие, которые могут привести к анорексии), макияж, одежда, а потом и пластическая хирургия может подключаться: хирургов просят сделать талию, как у Барби, нос, как у Барби, и т.д. И вот уже теряется индивидуальность девушки…

Мы не знаем, на сколько с нами этот тренд, — сейчас все тренды живут мало. Однако подражать Барби девушки начали не в 2023 году, а еще в 60-х. И с того периода влияние пластиковой куклы на умы не прекращалось.

Но вот что интересно. В фильме «Барби», который запустил круговорот розового в природе, взгляд на мир Барбиленда непривычный. Небольшой спойлер: Барби выходит из Барбиленда в реальный мир, где обнаруживает, что женщины нелегко трудятся, стареют, сталкиваются с социальными проблемами, теряют своих близких, любовь. Здесь не только одно ее «Я», вокруг которого все крутится. Здесь она не звезда, как в Барбиленде, и мир постоянно меняется от радости розового к проблемам и другим тонам. Барби понимает, что совершенства можно достичь, только задавая экзистенциальные вопросы и отвечая на них.

Тем не менее тренд на Барби всегда будет воспроизводить себя в привычном нам виде: использование внешности как товара, излишняя озабоченность ею, гедонистический образ жизни... На упаковках сигарет тоже предупреждают о развитии рака, импотенции, зависимости, но для людей это не первостепенно.

Фото: Анна Занкович

Следите за 103.BY в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Viber, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Этот сайт использует cookies
Понятно