24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Наркотическая зависимость: обсуждаем проблему с доктором Сайковым

Текст: Бондарович Инна, 26 июня 2023

По прогнозу ООН, к 2030 году число людей, которые принимают наркотики, во всем мире увеличится на 11%, а в Африке — и вовсе на 40% из-за ее быстро растущего и молодого населения. Что касается Беларуси, в стране под медицинским наблюдением находятся 13 тысяч наркозависимых. 

О механизме формирования зависимости, как она меняет человека и его окружение, а также первых шагах, которые стоит предпринять, если вы или ваши близкие оказались в беде, поговорили с  врачом-психотерапевтом с многолетним стажем Дмитрием Сайковым. 

Дмитрий Сайков
врач-психотерапевт

— Есть множество определений наркотической зависимости, но любая зависимость – это, прежде всего, навязчивое, неконтролируемое стремление к чему-либо с иллюзией контроля. Поначалу у человека начинают время от времени появляться мысли о желании употребить то или иное вещество. Постепенно, по мере его употребления, формируется физическая зависимость, поступление вещества в организм становится жизненно необходимым.

Нет какого-либо четкого признака, который бы говорил о том, что у человека сформирована наркотическая зависимость. Но есть несколько поведенческих моментов и психических реакций, которые с большей долей вероятности будут на это указывать:

  • наркотическое вещество должно вызывать положительные переживания;
  • постепенное употребление вещества в большем количестве, чем человек намеревался. При этом, как правило, позже появляются сожаления по этому поводу;
  • человек не в состоянии сократить или отказаться от употребления;
  • уменьшение или отказ от альтернативных удовольствий;
  • фиксация мыслей на предмете зависимости;
  • употребление несмотря на возникающие проблемы (на работе, в семье, с социумом и т.д.);
  • рост толерантности (чтобы получить нужный эффект, приходится увеличивать дозу);
  • есть абстинентный синдром или синдром отмены (если нет возможности употребить вещество, человеку становится плохо — либо физически, либо морально).

Смотрим, сколько пунктов человек набирает по этой шкале. Если три — речь о легкой зависимости, четыре — средней, от шести и больше — тяжелой. При этом два самых главных признака, которые при совместном наличии говорят о сформированной тяжелой зависимости, — рост толерантности и развитие абстиненции. 

Насколько важную роль в формировании зависимости играет генетика?

— Тут возникает вопрос, а как отделить генетическую составляющую от поведенческих паттернов, сценариев, которые человек усвоил с детства. 

Взять, к примеру, вот такой теоретический эксперимент. Разделить по разным семьям двух близнецов, у которых родители алкоголики или наркозависимые. Одного мы оставим расти вместе с ними, а другого поместим в семью, где алкоголь и наркотики не принимают.

Несмотря на одинаковый генотип у этих людей, вероятность того, что выросший в нормальной семье не будет зависимым, а его брат, наоборот, станет употреблять запрещенные вещества, велика.

Или, к примеру, у человека есть предрасположенность на генном уровне к формированию различного рода зависимостей, но он вырос в Саудовской Аравии, где алкоголь не принимают. Станет ли он алкоголиком? Многое зависит от культурной среды и традиций, и, естественно, среды обитания, социума и семьи человека.

Может ли употребление лекарств вызывать привыкание и формировать зависимость?

— От наркотической зависимости нужно отличать химическую. К примеру, человек принимает бета-блокаторы (лекарства, которые преимущественно используют для нормализации сердечного ритма). Без них он не может обходится. Но это не имеет отношения к наркотической зависимости, т.к. никакой эйфории после их приема он не испытывает. То же касается и инъекций инсулина.

А вот с антидепрессантами немного другая история. Считается, что большинство из них зависимости не вызывают. 

Однако при употреблении некоторых антидепрессантов может развиться психическая зависимость: человек думает, что при отмене препарата ему станет хуже, он этого боится и настраивает себя на негативный лад, что может повторно спровоцировать депрессию. 

Подчеркну, что не всякое психоактивное вещество является наркотиком. Для признания его таковым необходим ряд условий, основных три: 

  1. оно должно вызывать положительные психоэмоциональные переживания; 
  2. для получения приятных эмоций дозу вещества приходится постепенно повышать; 
  3. при отсутствии употребления вещества возникают тягостные психические или физические состояния.

Впервые употребление наркотиков, по мировой статистике, происходит в возрасте 11-17 лет. Получается, это подростковая проблема?

— Конечно, подростка с его неокрепшей, несформированной психикой легче уговорить попробовать запрещенные вещества, у него быстрее и проще формируется от них зависимость. 

В категорию уязвимых попадают и люди с психическими проблемами и всевозможными тревожными расстройствами, и те, кто находится в сложных жизненных ситуациях. Сочетание всех этих факторов дает серьезное повышение риска.

По каким первым признакам родители могут понять, что ребенок приобщился к запрещенным веществам? Что делать, если есть такие подозрения?

Признаки, которые должны насторожить родителей, это любое не характерное для их ребенка поведение, особенно, если изменения носят повторяющийся характер, необычный запах от одежды, следы инъекций на теле, реакция зрачков. В таком случае необходима консультация специалиста, ее лучше не откладывать. 

Какой самый сложный шаг на пути к избавлению от зависимости?

— Пожалуй, первый — осознание того, что она у тебя есть, что ты болен и требуется помощь со стороны. Самому справится с наркотической зависимостью весьма трудно, а зачастую и невозможно. Лучший выход – обращение к специалисту. 

Родные в свою очередь могут попробовать увеличить мотивацию к прекращению употребления. Нужно чтобы плюсов для продолжения жизни с зависимостью было меньше, чем минусов.

Не нужно кормить такого человека с ложечки и пытаться все вокруг него обустроить, помочь ему снизить неудобства. Так вы только делаете хуже и впадаете в созависимость. И это будет работать в отношении любых зависимостей. Не поощряйте такое поведение. 

Можно, к примеру, взять алкоголика, который зимой, напившись, валяется на улице. Не тащите его на себе домой, а доведите до подъезда, чтобы он не замерз насмерть, пусть приходит в себя и самостоятельно поднимается в квартиру. Употребление должно стать неудобным и неприятным для человека.

Какова вероятность того, что пройдя лечение от наркотической зависимости, человек снова вернется к употреблению?

— Катастрофически велика. Из 100 пациентов, которым будет предложено самое современное и действенное лечение, всю жизнь без рецидивов зависимости смогут прожить лишь 3%. При срыве и повторном обращении к специалистам, лечении, к этой цифре добавляется 1,5 %.

Но нужно понимать, что чем дольше зависимого удается продержать в ремиссии, тем лучше для него и его родных. Это уже промежуточная победа пациента и врачей. 

И есть еще одна печальная статистика, которую удается хотя бы частично уменьшить, если человек в ремисии. Один принимающий наркотики вовлекает в употребление еще как минимум 4 человека. Почему? Так мы устроены. Нам хочется, чтобы вокруг были похожие люди: не я один употребляю, у нас все употребляют, значит, это нормально. Во-вторых, такой зависимый может выступать для новичков дилером, зарабатывая на этом. 

Нужна ли какая-либо специализированная помощь родственникам зависимого?

— Я бы сказал, что обязательно нужна. Они считаются созависимыми. Нужно посещать группы поддержки для таких людей либо обращаться к специалисту для индивидуальной терапии. 

У членов семьи, где есть употребляющий наркотики родственник, формируются типичные сценарии поведения. К примеру, часто проигрывается так называемый треугольник Карпмана, участники которого по очереди исполняют три роли: агрессора, жертвы и спасателя. 

Жена видит мужа в наркотическом дурмане и злится на него, ругается последними словами (роль агрессора). Затем, когда он недолгий срок находится в завязке, и у него ломка, она его жалеет (роль спасателя). Если он поднимет на нее руку или выносит из дома ценности, она уже жалеет себя и перемещается в другой угол треугольника —  в роль жертвы. И эти сценарии могут сменять друг друга до бесконечности.   

 

 

Сегодня в отдельных странах легализованы легкие наркотики. Насколько оправдана такая тактика?

— На легкие и тяжелые их делят в зависимости от степени изменения сознания и эмоционального состояния, которую они могут вызывать. Есть и еще один критерий — насколько легко человек может от этого вещества удерживаться. 

С одной стороны легализация легких наркотиков перекрывает кислород и делает бессмысленным существование черного рынка. С другой — с легких веществ проще перейти на тяжелые. 

Также нужно понимать, о каких конкретно наркотиках идет речь. Чаще всего легализуют марихуану. Но выращенная в Штатах и Индии конопля будет в разы отличаться по крепости и влиянию на психику, потенциалу развития наркотической зависимости. И потом даже разовое употребление марихуаны может привести к развитию острого психоза, если у человека есть к нему расположенность. 

Пусть и затертая, но истина: лучше вообще не употреблять никаких наркотиков. Цена за недолгое удовольствие может быть слишком высокой.  

Фото: Ирина Забирашко

Этот сайт использует cookies
Понятно