24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Относил брекеты — и готово? Стоматолог рассказал, что ждет тех, кто хочет выровнять зубы

Текст: Кристина Головийчук, 9 июня 2023 1

Пригласили эксперта, чтобы расспросить о нюансах ортодонтического лечения. Если думаете исправить зубы, но знаете о процессе примерно ничего, или вам интересен новый взгляд на ортодонтию, вам сюда. Знакомьтесь: это Андрей Хотайт, врач-стоматолог-ортодонт и директор стоматологии «КреативДенталь».

Андрей Хуссейнович Хотайт
врач-стоматолог-ортодонт первой категории, директор стоматологии «КреативДенталь», автор блога @andreihotait

— К чему люди обычно не готовы, когда хотят выровнять зубы? Может, к тому, что нужно будет удалять «восьмерки»?..

— Сейчас большинство пациентов уже знает, что с восьмыми зубами, скорее всего, придется попрощаться перед ортодонтическим лечением. Здесь другое.

  1. 1. Как правило, люди оказываются не готовы к тому, что брекеты придется носить дольше, чем им казалось необходимым. Многие рассчитывают на 1–1,5 года, а врач на консультации после диагностики называет срок в 2, а то и 3 года. Дело в том, что простой случай пациенту может казаться сложным, а сложный — простым: «Ну, деформировано пару зубов…». Кажется, что это быстро исправляется. На самом деле процессы, которые привели к этой деформации, могут лежать глубже, корректировать их сложнее.

2. Пациенты разочаровываются, когда понимают, что во рту что-то может быть видно — например, резиночки. Многие ведь приходят с надеждой: вдруг можно сделать так, чтобы конструкция была незаметной. Иногда удается немного ее спрятать — поставить брекеты выше. Но это не всегда возможно.

Люди, которым приходится временно пользоваться костылями не рассчитывают ведь, что они будут невидимыми. А брекеты — это такой же инструмент лечения.

Да, всех сейчас интересуют прозрачные элайнеры. Они хороши, но ограничены в своих возможностях — например, не делают некоторые перемещения зубов, поэтому приходится добавлять дополнительные элементы: кнопки, винты, резинки. И все это тоже видно.

Незаметным лечение пока что быть не может.

3. Эффект, достигнутый ортодонтическим лечением, не сохранится в полной мере навсегда. Рецидив — это нормально, как бы странно это ни звучало.

В природе нет ничего идеально ровного. А организм — это динамическая система. Пока человек живет, он меняется. Мы становимся старше — происходят какие-то изменения в костной ткани, мышцах. И может, кто-то не знает, но то же самое и с зубами: они стираются и перемещаются всю жизнь, выполняя свою функцию.

Меняется осанка, положение головы, дыхание — это непременно отразится на зубах. Невозможно сделать их совершенно ровными и навсегда. Это, во-первых, не совсем красиво, во-вторых, противоестественно.

Пациентам важно понимать, что легкие изменения — микроповороты, микронаклоны — после снятия брекетов будут и это нормально. Мы не можем всего учесть, а организм пытается это компенсировать, поэтому зубы меняют свое положение.

Есть понимание эстетики, которое нам навязано современными реалиями, а есть функция — то, что всегда важнее для нашего организма. Мы должны двигаться, ходить, есть, чтобы питать себя. Ровные зубы организму ничего не дают.

Стабильно красивая улыбка будет у тех, кого родители вовремя привели к ортодонту в детстве. Это может быть и 3, и 4 года. У детей до 8–9 лет можно направить рост зубов так, что потом они будут «выходить» в правильное положение.

— Но результат ортодонтического лечения ведь закрепляется специальными устройствами?

— Конечно, как правило, доктор делает ретенционные аппараты. Это могут быть пластинки, каппы, несъемные ретейнеры. На мой взгляд, лучше выбирать последний вариант. Несъемные ретейнеры — это такие проволочки, которые наклеиваются на зубы сзади. Срок ношения — 2–4 года в зависимости от длительности лечения.

В некоторых случаях их можно не ставить, если между зубами хорошие контакты и изначальная ситуация на уровне передних зубов не была критичной.

Пластинки тоже иногда применяются для закрепления результата. Они надеваются исключительно на ночь, когда нужно держать форму зубного ряда.

Что касается прозрачных капп, я против, так как у них есть определенная толщина. Из-за этого между зубами нарушаются контакты, что может привести к определенным проблемам.

И все-таки я убежден: закрепление результата нужно, но нельзя стремиться удерживать его всю жизнь.

— Кто-то почитает нас и засомневается: «Может, оно мне и не надо?». Лечение такое длительное, энергозатратное, дорогое, а тут еще и, оказывается, никто не дает пожизненной гарантии на идеальную улыбку…

— В большинстве случаев ортодонтическое лечение — это не обязательная медицинская манипуляция. Если у человека показания исключительно эстетические, и он сомневается, не готов к лечению психологически, то начинать действительно не стоит.

Зубами можно заняться в любом возрасте, когда вы будете готовы. Но для того, чтобы адекватно обдумать этот вопрос, все же следует узнать у врача, на что рассчитывать, какой будет план лечения. Поэтому хорошо бы, чтобы стоматолог провел диагностику, если, конечно, вы всерьез думаете об исправлении зубов.

Другое дело — если показания функциональные. В этом случае врач должен рассказать о последствиях, к которым может привести патология без лечения.

— Взрослым исправить зубы сложнее?

— После 11–12 лет зубы уже постоянные, и не приходится рассчитывать на то, чтобы повлиять на рост зубочелюстной системы. Можно заниматься только решением проблем. Но абсолютно в любом возрасте можно выровнять зубы. Пока человек живой, они поддаются перемещению.

Бывает, человеку 70-ти лет требуется протезирование — и ортопеды просят для подготовки провести какие-то ортодонтические манипуляции. Так и должно происходить, это комплексная реабилитация.

— Почему ортодонтическое лечение такое дорогое?

— Цена зависит от многих факторов: стоимости брекетов, техники, инструментов, которые будут применяться, сложности случая, медучреждения и страны, где лечится пациент.

В Беларуси цены в ортодонтии относительно регулируются. И многие организации здравоохранения стараются держаться одного диапазона стоимости. Но у нас не производят брекет-системы (они заказываются из-за рубежа), а ценообразование сильно зависит от стоимости материала.

Вторая составляющая — это работа врача: требуется большой интеллектуальный труд. К тому же доктор берет на себя определенную ответственность за долгосрочный результат.

Кроме того, на стоимость влияет то, если врач постоянно совершенствует свои знания и навыки, непрерывно ездит на учебу за границу, что очень недешево. Лечение у такого специалиста тоже не может стоить совсем копейки.

Конечно, это прекрасно, что в некоторых странах ортодонтия детям до 16 лет бесплатна — например, в Нидерландах. Но качество во многих случаях оставляет желать лучшего.

Хорошая новость в том, что стоимость всего лечения можно рассчитать заранее с точностью, на мой взгляд, примерно 90%. После диагностики становятся понятны шаги, инструменты, которые будут применяться, периодичность встреч врача и пациента.

Считаю, что лучше назвать пациенту максимальную стоимость. Всегда приятнее заплатить меньше, чем ожидаешь.

— Можно ли найти хорошего специалиста, к которому запись не на полгода вперед?

— Ортодонтов в Беларуси достаточно мало: около двухсот активных специалистов. Но в основном это действительно квалифицированные врачи, которые непрерывно учатся, посещают различные курсы, семинары, в том числе за рубежом.

Большинство ортодонтов сосредоточены в Минске и Минской области. Даже в областных центрах их совсем немного. И, конечно, попасть к ортодонту достаточно тяжело. Даже если вы придете в детскую поликлинику, там будет определенная очередь.

Запись к ортодонту порой может быть на 2–4 месяца вперед, особенно если доктор на слуху, у него много регалий, мест обучения и т.д. Пациенты в основном обращают на это внимание. Многие также смотрят на возраст врача: с их точки зрения, как я замечаю, это должен быть доктор средних лет, чтобы уже с опытом. Однако я знаю совсем молодых специалистов, которые очень перспективны и уже пользуются большим спросом.

— Работают ли бюджетные брекеты?

— Это тот случай, когда работает не инструмент, а доктор. В общем-то научить ставить и регулировать брекеты можно и человека без медицинского образования, и зубы даже будут выравниваться. Но это может происходить совершенно неправильно.

Результат возможно получить любыми брекетами. Вопрос в комфорте и скорости лечения. Хотя по большей части, когда говорят о скорости лечения, это рекламный ход. Патология есть патология — она не может быстро корректироваться.

Возьмем для примера лигатурные бюджетные брекеты, где дужки фиксируются на резинке. В силу того, что резинки быстрее растягиваются, теряют свою форму и плохо держат дугу, корректировать их приходится гораздо чаще: раз в месяц или в 3–4 недели. В случае с самолигирующими брекетами это 1,5–2 месяца.

Если учесть стоимость дополнительных визитов к врачу для коррекции бюджетных брекетов, можно получить ту же общую сумму, что и с самолигирующими. К тому же некоторые задачи невозможно выполнить с помощью обычных брекетов.

Однако у маленьких детей, когда нужно реализовать небольшие манипуляции за короткий период, можно смело применять самые дешевые брекеты, я считаю. Это удобно и быстро. Но, повторюсь, для сложных случаев они не очень подходят.

— Можно ли исправлять только одну челюсть?

— В Австрии при Венском медицинском университете меня учили, что нельзя. Дело в том, что если мы даже немного исправляем один зубной ряд, то соотношение между верхними и нижними зубами будет нарушено. А это может привести к проблемам с суставом, жеванием, дискомфорту. Такие случаи часто заканчиваются повторным лечением.

В некоторых случаях это допустимо, но, как правило, функциональная ортодонтия должна быть двухчелюстной.

— Какова вероятность, что в скором времени элайнеры усовершенствуются и смогут полностью заменить брекеты?

— Будущее однозначно за цифровой стоматологией, соответственно, за элайнерами. Уже можно сказать, что элайнеры вытеснили лингвальные (язычные) брекеты.

Тем не менее от брекетов, я думаю, мы не уйдем на 100% никогда, потому что это довольно-таки сильный инструмент.

Элайнеры требуют ответственности пациента, так как это съемные аппараты. И, как мы уже говорили, они не делают перемещения зубов в некоторых плоскостях. Но спрос на элайнеры большой.

Чтобы работать с элайнерами, нужно учиться у гуру в этой области. А это, как правило, зарубежные специалисты, и обучение у них дорогое.

Еще одна проблема — производство элайнеров. При работе с ними качество лечения зависит не только от доктора, но и от технической базы производителя. Мировые компании, которые занимаются производством элайнеров, на данный момент у нас не представлены.

— Допустим, я решилась исправлять зубы. Как назначается лечение?

— Первая консультация — это знакомство. На мой взгляд, между врачом и пациентом должна произойти своя «химия»: они должны найти общий язык. Также на первой консультации врач доносит пациенту общую информацию.

Второе посещение — это, как правило, сбор информации. Пациент уже приходит с необходимыми снимками. Доктор может сделать фото пациента. Если необходимо, подключаются дополнительные методы исследования. Идет сбор информации, пациент еще раз осматривается, врач записывает вопросы, на которые хочет обратить внимание. Это мой взгляд на правильную работу.

На третьей консультации идет обсуждение плана действий. Здесь уже можно ориентироваться и по стоимости. Нужно объяснить пациенту, что следует сделать до ортодонтии — например, вылечить какие-то зубы, удалить «восьмерки», накануне установки брекетов обязательно сделать чистку зубов.

Дальше — установка брекетов. На это уходит 1,5–2 часа.

В конце даются рекомендации, заключение — и пациент уходит до следующей запланированной коррекции, если у него не возникает никаких вопросов.

— Почему ортодонты не хотят брать «чужих» пациентов?

— Менять доктора на полпути — очень плохая идея, прежде всего для самого пациента:

  1. новому врачу не совсем понятно, какая ситуация была до лечения;
  2. он не знает, какие манипуляции уже проводились;
  3. самое главное: все мы учились по-разному, у каждого своя школа, и реализовать концепцию, идею, задуманную другим врачом, довольно сложно.

Ортодонтия — это ведь не просто зубы, но еще и челюсти, скелет, мышцы, голова, позвоночник. И подходов на самом деле в мире очень много. Нельзя сказать, что кто-то делает неправильно, а кто-то правильно. Главное — получить результат.

Так вот, врачу нужно понимать, что хотел сделать предыдущий специалист.

Чтобы не пришлось уходить к кому-то другому, важно, чтобы вы на первой встрече чувствовали, что это «ваш» врач.

— Как быть, если уезжаешь за границу? Насколько реально лечиться в Беларуси, если живешь в другой стране?

— Такие случае распространены. Пациенту с брекетами нужно показываться стоматологу примерно раз в 1,5 месяца, но если приехать позже, ничего страшного не случится. Нужно лишь оговорить с пациентом, что через 1–1,5 месяца он должен снять резиночки (если носить их дольше, могут быть побочные эффекты), а приедет уже, когда получится.

Есть два недостатка лечения из-за границы: оно растягивается и меньше контролируется врачом.

— Бывает, что исправление зубов буквально меняет жизнь человека?

— Эстетические нюансы всегда субъективны. Окружающие могут ничего не замечать, а вас это беспокоит. Но, конечно, после решения проблемы человек становится увереннее в себе.

Однако по-настоящему меняется жизнь людей, у которых ортодонт решает функциональные проблемы — к примеру, пациент избавляется от глухоты и боли в суставе, которые были вызваны неправильным протезированием и деформацией. То есть ортодонтия — это не только про красоту.

На вопросы 103.BY отвечал Андрей Хуссейнович Хотайт, врач-стоматолог-ортодонт первой категории, директор стоматологии «КреативДенталь», автор блога @andreihotait.

Фото: Анна Занкович

Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie