24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Лечение стволовыми клетками: где границы возможного?

Текст: Кристина Головийчук, 10 февраля 2023 2

От рождения и в течение всей жизни в организме взрослого человека присутствуют «запасные» клетки, обеспечивающие восстановление или замену поврежденных тканей. Это те самые стволовые клетки, которые сейчас так широко применяются в медицине. Именно их способность управлять регенерацией интересует и ученых, и пациентов.

Что может клеточная терапия сегодня? Как стволовые клетки используют для лечения болезней в Беларуси? Сколько это стоит? Просто о сложном рассказал заместитель директора Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси Владимир Крицкий, которого мы встретили на выставке «Беларусь интеллектуальная».

Владимир Михайлович Крицкий
заместитель директора Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси

Что нужно знать о клеточной терапии?

— В здравоохранении 21 века развивается целое направление, основанное на использовании стволовых клеток, — регенеративная медицина. Спасибо достижениям клеточной биологии и инженерии последних десятилетий.

Изначально внимание ученых привлекли эмбриональные стволовые клетки, способные дать начало любому типу тканей и, соответственно, обладающие огромным восстановительным потенциалом. Однако их практическое применение связано с серьезными рисками. Поэтому сегодня клиническое использование эмбриональных клеток запрещено во всем мире.

Для лечения применяются стволовые клетки взрослого человека, которые имеют четкий биологический вектор воздействия на конкретные ткани организма. Например, кроветворные стволовые клетки отвечают за обновление клеточного состава крови. Мезенхимальные стволовые клетки обеспечивают регенерацию костной, хрящевой, мышечной и других тканей.

Мезенхимальным стволовым клеткам можно в условиях лаборатории задать конкретное направление дифференцировки и получить функционально полноценные клетки костной, хрящевой, мышечной и других тканей. На этом основаны технологии лечения таких заболеваний, при которых требуется заместить пораженную ткань.

В контексте клинического применения стволовые клетки — слишком широкий термин, который люди зачастую понимают неверно. Правильнее говорить о биомедицинских клеточных продуктах (БМКП) и медицинских клеточных технологиях, основанных на их использовании.

Таким образом, сегодня у практикующего врача в руках 3 инструмента: медицинская техника, лекарственные средства и биомедицинские клеточные продукты.

Регенеративное направление современной медицины значительно расширило возможности лечения многих хронических заболеваний.

Как это работает?

— Общий подход в клеточных технологиях лечения основан на доставке в очаг болезни большого количества стволовых клеток самого пациента или донора с заданными лечебными свойствами.

  1. Сначала у пациента необходимо взять биоматериал, из которого можно выделить стволовые клетки. Удобные источники у взрослого человека: костный мозг, подкожная жировая ткань, обонятельная выстилка носа. Для производства БМКП достаточно нескольких граммов подкожного жира передней брюшной стенки или 1–2 мм слизистой оболочки носа.
  2. В лаборатории из биоматериала выделят стволовые клетки и создадут «комфортные» условия для их роста и дифференцировки в нужном направлении. Современные технологии позволяют получить необходимое количество клеток с определенной «специализацией» для лечения конкретной патологии. Например, из стволовой клетки, взятой из жира, можно сделать предшественницу хрящевой или костной ткани, сердечной мышцы и т.д. Лабораторный этап производства БМКП для большинства популярных лечебных методов занимает около месяца.
  3. Затем пациента приглашают в медучреждение для клеточной трансплантации.

Способ доставки БМКП в организм пациента зависит от заболевания. Чаще всего он доставляется:

  • внутривенно;
  • путем спинальной пункции в спинномозговое пространство;
  • локально, то есть в то место, где есть проблема (например, в сустав);
  • интраназально — под слизистую носа. Такая технология применяется для лечения последствий ишемического инсульта, например. Веточки обонятельного нерва — это самый короткий путь до пораженной зоны головного мозга.

Сама процедура введения стволовых клеток, как видите, несложная. Наиболее трудоемкий этап — это производство клеточного продукта.

Кстати, часть выделенных стволовых клеток обычно замораживается, чтобы использовать их в дальнейшем для изготовления следующих лечебных доз БМКП без повторного забора биоматериала. К тому же стволовые клетки «стареют» вместе с хозяином. В криобанке они могут храниться практически вечно.

При каких заболеваниях помогают стволовые клетки?

— Вот лишь несколько направлений медицины, где они используются.

Онкология. Кроветворные стволовые клетки применяют в онкогематологии. Клетки иммунной системы используют для борьбы со злокачественными опухолями внутренних органов. Например, некоторые методы иммунотерапии основаны на применении дендритных клеток для предотвращения рецидива многих видов рака, не поддающегося традиционной химиотерапии.

Хирургия. С помощью клеточных технологий можно лечить хронические и долго незаживающие раны, трофические язвы, ожоги. Есть даже уникальный клеточный продукт — тканевой эквивалент кожи. Это живая многослойная тканеинженерная конструкция, повторяющая структуру кожи, которой можно закрыть ожоговую поверхность.

Офтальмология. При поражениях роговицы глаза после травм и ожогов, после пересадки роговицы стволовые клетки способствуют лучшему заживлению и сохранению прозрачности.

Травматология. Клеточные технологии могут помочь срастанию костей при сложных переломах, восстановлению хряща при остеоартрозе и даже стать временной альтернативой эндопротезированию крупных суставов.

Сегодня активно развивается новое медицинское направление – ортобиология, основанное на применении клеточных технологий при патологиях опорно-двигательной системы.

Неврология. Клеточная терапия доказала свою эффективность при болезни Паркинсона, рассеянном склерозе, эпилепсии, ДЦП. Как минимум пациент сможет принимать меньше лекарств, уменьшается частота приступов, замедляется прогрессирование болезни.

Стоматология. Стволовые клетки помогают устранить разрушительные последствия пародонтоза — убирают хроническое воспаление, улучшают кровоснабжение десны, восстанавливают и укрепляют связочный аппарат зуба при периодонтите.

С помощью стволовых клеток можно восстанавливать структуру костной ткани челюсти, что важно для протезирования, когда кость в зоне имплантации истончена или разрушена.

Только представьте: стволовые клетки из жира, выделенного на животе, можно превратить в костную ткань! Более того, с помощью 3D-принтера можно из клеток напечатать нужный фрагмент кости.

Кардиология. Стволовые клетки, введенные в зону инфаркта, стимулируют образование новых микрокапилляров, что улучшает питание сердечной мышцы и позволяет сохранить функции сердца.

Терапия. Стволовые клетки помогают бороться с аутоиммунными заболеваниями (например, системной красной волчанкой). Также клеточная терапия помогает в лечении и реабилитации пациентов после тяжелых коронавирусных пневмоний.

Самые привлекательные мишени клеточной терапии (заместительной или восстановительной) — это заболевания, обусловленные поражением одного конкретного типа клеток, расположенного в конкретной анатомической локализации.

Общие эффекты стволовых клеток:

  • противовоспалительный;
  • иммуномодулирующий;
  • трофический, связанный с улучшением кровоснабжения тканей.

Так что стволовые клетки — это не чудо и не панацея.

Где заканчиваются возможности клеточной терапии?

— Природа заболеваний чрезвычайно разнообразна. И возможности клеточной терапии при разных болезнях совершенно не равнозначны. Эффективность зависит от того, насколько значимо стволовые клетки смогут повлиять на патологический процесс у конкретного пациента.

Например, остеоартроз — разрушение хрящевой ткани суставов — хорошая точка приложения клеточных технологий. Полностью избавиться от артроза не получится, но стволовые клетки могут остановить разрушение сустава, надолго снять боль, улучшить двигательные функции. Это позволит пациенту сохранить качество жизни, а иногда и избежать хирургической замены сустава.

Клеточные технологии — это персонифицированная медицина. И для каждого пациента нужно тщательно взвешивать целесообразность такого лечения, учитывая особенности течения заболевания. Поэтому невозможно поставить такое лечение на поток и обещать всем подряд избавление от всех болезней, как это зачастую предлагает реклама в погоне за коммерческой выгодой.

Как обычно, новые технологии, способные помочь миллионам больных, но не приносящие универсального избавления от проблемы, становятся объектом спекуляций и мифов. Реклама по типу «Лечим стволовыми клетками все» близка к шарлатанству и в конечном счете дискредитирует действительно эффективные методы лечения.

Какие мифы о стволовых клетках давно пора забыть?

— Один из старых домыслов связан с боязнью онкологического риска. За более чем 20-летний мировой опыт клеточной терапии (а это миллионы проведенных клеточных трансплантаций) в научной литературе не описано достоверных случаев раковой трансформации при использовании стволовых клеток взрослого человека (а другие и не используются, как мы уже сказали), которые уже получили вектор своего развития.

Применение клеточной терапии у пациентов с онкологическим диагнозом может повлиять на рост уже имеющейся опухоли, поэтому наличие у пациента онкозаболевания — это противопоказание для некоторых клеточных методик.

Также есть люди, которые ожидают от стволовых клеток тотального омоложения. Действительно, клеточные технологии успешно применяются для коррекции возрастных изменений кожи — восстанавливают утраченную функциональную молодость. Однако истинного биологического омоложения органов и тканей, безусловно, не происходит.

Часто пациенты переживают по поводу возможного отторжения клеточного продукта. Но если это ваши собственные клетки (а большинство методов основано на применении собственных клеток пациента), то иммунного конфликта, безусловно, не будет.

Даже донорские стволовые клетки иммунная система пациента не определяет как чужеродные. Более того: есть методы клеточной терапии аутоиммунных заболеваний, где целенаправленно применяются исключительно донорские стволовые клетки.

Риск получить инфекцию от другого человека вместе с донорскими клетками легко устраняется при выборе клиники для клеточной терапии и лаборатории, в которой будет производится БМКП. Возможности медицины по выявлению носителей инфекций позволяют гарантировать подбор здоровых доноров. Но пациент должен быть уверен в репутации медицинского учреждения.

Понятно, что если это, например, клиника академического института, то там все сделано по протоколам безопасности, соответствует мировым стандартам качества, клеточный продукт прошел сертификацию, имеет регистрационное удостоверение и т.д.

Клеточная терапия в Беларуси — это доступно?

— В Беларуси для пациентов оптимальные условия с точки зрения доступности клеточных технологий, контроля качества БМКП и цены.

Сегодня в стране функционирует несколько научно-производственных лабораторий, разрабатывающих биомедицинские клеточные продукты, создана нормативная и методическая система государственного регулирования и контроля. Центром экспертиз и испытаний в здравоохранении сертифицировано 14 БМКП.

Все технологии лечения утверждаются Минздравом. Перед этим в течение нескольких лет проводятся научные испытания, в том числе клинические — на добровольцах.

Только после подтверждения безопасности и эффективности при конкретном заболевании Минздрав утверждает метод клеточной терапии в виде инструкции. И таких инструкций в Беларуси уже больше 60.

На счет цены. Такие технологии по определению не могут быть дешевыми. Они очень ресурсоемкие и не просто требуют специального оборудования, определенных условий для культивирования клеток, специфических расходных материалов. Это еще и кропотливый труд уникальных специалистов высочайшего класса.

Для примера: курс клеточной терапии остеоартроза тазобедренного сустава в Польше будет стоить около 10 тысяч евро; в Германии — 15–20 тысяч евро; в США, Израиле — до 50 тысяч долларов. В Беларуси такой курс обойдется примерно в 5 тысяч рублей. Дешевле качественный клеточный продукт, произведенный по мировым стандартам, стоить просто не может.

Если оценить постоянные затраты пациента с коксартрозом на лекарственную терапию или стоимость эндопротезирования, то сравнение может оказаться в пользу клеточной технологии, которая позволит пациенту на несколько лет отложить операцию и значительно сократить прием лекарств.

Фото: Александр Задорин

Этот сайт использует cookies
Понятно