24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Речевые нарушения после инсульта: как учат говорить заново?

Текст: Кристина Головийчук, 11 апреля 2022 2

Примерно у 40–50% людей, которые пережили инсульт, черепно-мозговую травму или нейрохирургическое вмешательство, нарушается речь. И вчерашний преподаватель, менеджер по продажам или руководитель сегодня может с трудом назвать свое имя, фамилию, посчитать до 10. Это очень тяжелый удар по психике человека и его близких.

Но восстановить речь — частично или практически в прежнем виде — возможно. О логопедической реабилитации рассказала учитель-логопед и дефектолог Елена Марковская.

Елена Петровна Марковская
учитель-логопед высшей категории отделения медицинской реабилитации ГУ «Республиканский клинический медицинский центр»

Почему после инсульта может нарушиться речь?

Афазия — самое распространенное речевое нарушение — возникает при органических повреждениях коры больших полушарий головного мозга. В этом случае нарушается экспрессивная и импрессивная речь, чтение и письмо.

Различают 6 форм афазии:

  1. нарушение фразовой речи — афазия Брока;
  2. артикуляторная афазия — афферентная моторная;
  3. отсутствие речевой активности — динамическая;
  4. нарушение понимания речи — афазия Вернике;
  5. нарушение слухоречевой памяти — акустико-мнестическая;
  6. нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, предлогов — семантическая.
Форма, тяжесть и проявления афазии зависят от обширности очага поражения, его локализации и характера изменения кровообращения в мозге.

Нередко человек не только не читает, не пишет и не говорит, но и не понимает речь. А иногда он говорит так, что его не понимают окружающие, то есть полностью выпадает из коммуникации.

Распространены и такие формы нарушения речи, как:

  • дизартрия — расстройство произносительной стороны речи;
  • дисфония — расстройство голосовой функции;
  • апраксия — неспособность выполнять целенаправленные, привычные движения;
  • агнозия — потеря возможности узнавать и определять информацию;
  • нарушения памяти.

Эти нарушения также могут быть частью синдрома афазии.

Как проходит логопедическая реабилитация?

С пациентом работает команда специалистов – логопед, реабилитолог, невролог, психолог, инструкторы ЛФК и др.

Применяются разнообразные методы.

Дыхательная речевая гимнастика. Это комплекс упражнений для восстановления речевого дыхания.

Голосовые упражнения. Они направлены на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани. Восстановление голоса нужно начинать как можно раньше.

Логопедический массаж. Он способствует нормализации мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, тем самым улучшая произношение и уменьшая эмоциональное напряжение пациента.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс специальных упражнений укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, развивает их силу и подвижность.

Функциональные тренировки. Это могут быть:

  • называние, повторение слов, фраз;
  • пение песен;
  • чтение стихов;
  • чтение и пересказ рассказов;
  • стимулирование простых видов коммуникации;
  • рисование;
  • выполнение графо-моторных упражнений;
  • конструирование;
  • счетные операции;
  • раскладывание серий сюжетных картин и мн. др.

Занятия могут проходить как индивидуально, так и в группе. Но все-таки эффективнее индивидуальная работа. Как говорят, сколько афазиков — столько и афазий. Это правда: у всех пациентов нарушения речи проявляются по-своему. И важно найти подход к каждому в отдельности.

Иногда человек может повторять за логопедом, называть предметы, отвечать на простые вопросы. А бывает, что пациент вообще не способен изобразить никакой звук. То же самое с пониманием речи: одни только частично не понимают, а другие слышат знакомые слова, но не знают, о чем идет речь.

В начале терапии стоит цель вообще начать говорить, затем — сходить в магазин и купить что-то, а со временем можно пробовать и на работу выйти.

Занятия длятся по 10–40 минут в зависимости от состояния больного.

На определенном этапе логопед дает домашние задания. И лучше, чтобы пациент выполнял их со своими близкими.

В терапии используются и компьютерные программы. Но совсем другое дело, если, например, слово «стол» повторит несколько раз жена, а не компьютер. Она укажет жестом на этот предмет, проговорит слово с разной громкостью и интонацией. После 20 повторений муж поймет: «Так это же стол!».

Кстати, в логопедическую реабилитацию входит и обучение родственников пациента. Как правило, они не знают, как вести себя с больным: иногда говорят слишком громко, иногда заставляют его повторять одни и те же слова, обращаются с ним, как с ребенком, и даже пытаются «учить» его разговаривать по детским книжкам.

Во-первых, такие книжки воспринимаются взрослым человеком болезненно, во-вторых, это просто неэффективно. Логотерапия афазий — это не развитие речи, а восстановление.

Родственники больного должны участвовать в реабилитации, но желательно под контролем логопеда.

Лечебная физкультура. В 90% случаев нарушения речи сопровождаются и нарушением движений. За эти функции отвечает одна и та же зона в коре головного мозга. Поэтому тренировка тела способствует в том числе восстановлению речи. В обратную сторону эта связь тоже работает. Поэтому ЛФК — также одна из важнейших составляющих реабилитации.

Медикаментозная терапия. Она воздействует непосредственно на причины речевых нарушений. Сочетание медикаментозной терапии с упражнениями активизирует сохранные, но временно угнетенные зоны головного мозга, и способствует интенсивности протекания нейродинамических процессов.

Каких результатов можно достичь? И от чего это зависит?

Цели логопедической реабилитации — это полное восстановление речи, а не отдельных ее частей:

  1. импрессивной речи (понимания);
  2. экспрессивной речи (порождения речи);
  3. произносительной стороны речи;
  4. чтения;
  5. письма.

Бывает, что речь восстанавливается практически полностью. Процесс это очень трудоемкий и длительный — может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Он требует активного участия самого пациента, его ближайшего окружения и специалистов — логопеда, психолога. Но даже первые позитивные изменения обычно мотивируют больного и его семью продолжать реабилитацию.

Результат восстановления нарушенных речевых функций зависит от многих факторов:

  • места и объема поражения;
  • формы афазии;
  • сроков начала восстановительного обучения;
  • регулярности занятий;
  • желания пациента;
  • уровня поддержки его ближайшего окружения;
  • квалификации специалистов.

Ключевую роль в достижении результатов восстановления речи играет логопед. Важно не только знание методик, приемов и техник, но и артистизм, умение понимать пациента, сопереживать ему, подстраиваться под его темперамент: с одними нужно быть строже, с другими — снисходительнее.

Лучшие результаты достигаются, если начать речевую реабилитацию в первые 3 месяца. Занятия должны быть регулярными: не реже 2–3 раз в неделю, иногда — чаще.

Кстати, в первый месяц речь может и сама восстановиться. В таких случаях она возвращается практически на 100%. Но если этого не произошло, специальные мероприятия нужно начинать как можно раньше.

Здесь крайне важны настойчивость больного, его желание, старание и поддержка близких. Немало случаев, когда после интенсивной, комплексной и правильной речевой реабилитации отмечается быстрый прогресс в речи.

Уже через год после инсульта около 60% людей не нуждаются в посторонней помощи. Нужно ориентироваться на такие успешные примеры и не сдаваться.

Фото: Александр Задорин

Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie