Некоторые люди имеют иммунитет к коронавирусу, хотя не болели COVID-19

Текст: Тылец Александра, 18 августа 2020

Часть людей никогда не заболеет коронавирусом. Дело в том, что определенный процент населения земного шара имел некоторую степень иммунитета к COVID-19 еще до того, как им заболел первый человек. Как утверждают ученые, это объясняется тем, что за формирование иммунитета ответственны не антитела, а загадочные Т-клетки.

Ключи к разгадке этого вопроса возникали постепенно. Сначала исследователи обнаружили пациентов, которые выздоровели от COVID-19, но странным образом не выработали против него антител. Далее выяснилось, что таких людей может быть много. Затем стало известно, что у многих антитела сначала появились, но через несколько месяцев исчезли.

Иными словами, хотя антитела и помогают отследить распространение пандемии, очевидно, они не играют такой важной роли в иммунитете, как считалось раньше.

Другая форма иммунитета

Ученые копнули глубже. Оказалось, в вопросе иммунтитета корректнее вести речь идет о довольно загадочных Т-лимфоцитах, которые могут сыграть решающую роль в борьбе с COVID-19.

Т-лимфоциты это иммунные клетки, главная задача которых состоит в выявлении и обезвреживании возбудителей, попавших в клетки, или уничтожении уже инфицированных клеток.

Белки на поверхности Т-клеток соединяются с белками на поверхности непрошеных гостей в организме, разрушая их таким образом. Т-клетки имеют триллионы возможных версий поверхностных белков, каждая из которых распознает различные мишени. Поскольку Т-клетки остаются в крови в течение многих лет после перенесенной инфекции, они также способствуют «долговременной памяти» иммунной системы и позволяют ей быстрее и эффективнее реагировать, когда она снова сталкивается со старым врагом.

Несколько исследований показали, что у людей, которые переболели COVID-19, остаются Т-клетки, способные распознавать вирус, независимо от того, были ли симптомы болезни.

Однако недавно ученые обнаружили более загадочный нюанс. Выяснилось, что у некоторых людей тест на антитела к COVID-19 может быть отрицательным, а на Т-клетки, которые способны распознать вирус, положительным. Это заставило предположить, что определенный уровень иммунитета против заболевания может быть вдвое более распространенным, чем считалось ранее.

Однако самой большой загадкой стало то, что ученые обнаружили специфичные к COVID-19 Т-клетки в образцах крови, взятых за годы до начала пандемии.

• Получается, что некоторые люди уже имели определенную степень иммунитета к коронавирусу, еще до того как им заболел первый человек.
  • Как выяснилось, 40-60%  людей, которые никогда не контактировали с вирусом, имеют такие Т-клетки.

Похоже, что Т-клетки и является тайным источником иммунитета к COVID-19.

Что это значит?

• Во-первых, это объясняет повышение шансов пожилых людей получить осложнения от коронавируса. Примерно в возрасте 30 лет производство Т-клеток в организме уменьшается.
  • Во-вторых, становится понятнее способность вируса разрушать селезенку.

У многих пациентов, госпитализированных с тяжелым течением Covid-19, реакция Т-клеток пошла не совсем по плану.

«То, что происходит со многими Т-клетками в таком случае, немного напоминает свадебную вечеринку или мальчишник, которые вышли из-под контроля. Активность Т-лимфоцитов безумно растет и ширится, но некоторые клетки также просто исчезают из крови», — объясняют исследователи. Вскрытие пациентов с COVID-19 показывает некроз тканей, прежде всего в районе селезенки и лимфатических желез, где живут Т-клетки. Это признак заболевания Т-клеток, при котором иммунные клетки атакуют самих себя.

Кстати, такую же картину врачи наблюдают и у умерших от СПИДа.

Тот факт, что иммунная система некоторых из людей научилась распознавать COVID-19 задолго до начала пандемии, свидетельствует, что их организм уже сталкивался в прошлом с вирусами гриппа, которые имели схожие поверхностные белки. К сожалению, ученые пока не знают, появляются ли Т-клетки в организме в ответ на любой из коронавирусов, которые вызывают простуду.

Что дальше?

Без паники. Коронавирус все же не СПИД. А исследование Т-клеток является не только вопросом научной любознательности. Если ученые будут знать, какие аспекты иммунной системы являются важнейшими, они могут разработать эффективные вакцины и методы лечения болезни.