Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Как сказать ребенку «нет»

5 августа 2014 858

Каждый родитель очень любит своего ребенка, и каждому, конечно, хочется побаловать свое чадо, разрешить или дать даже больше, чем нам в свое время дали наши родители. Но в глубине души каждый взрослый понимает: невозможно разрешить все, ведь некоторые действия могут быть просто опасны. Как же и в каких ситуациях можно и нужно сказать ребенку «нет»?

Слово «нет» в ваших устах должно быть твердое. То есть, если вы сегодня отказываете ребенку в покупке данной игрушки, слово «нет» должно оставаться отказом, даже если малыш плачет и клянчит. Иначе вы рискуете привить ему идею, что для достижения своих целей надо устраивать истерики, а от такого представления о мире потом очень трудно избавиться.

Слово «нет» должно быть неизменным. Если вы сегодня запрещаете малышу играть на дороге, или, скажем, копаться в ваших горшках с цветами, то и завтра и послезавтра при попытке повторить действие ребенок также должен услышать отказ. Ребенок, изо дня в день видящий одинаковую позицию родителей по какому-то вопросу, очень скоро поймет, что те или иные действия действительно нежелательны или опасны.

Не забудьте объяснить малышу причины вашего отказа. Постарайтесь выбрать простые и понятные чаду слова. Объясняйте каждую свою идею и решение. Ребенок должен знать, что каждое действие имеет последствия, и иногда не самые приятные для него самого.

Кстати, в некоторых ситуациях можно дать ребенку на практике убедиться, что мама не из вредности, а по объективным причинам предлагает прекратить действие. Например, объяснить ребенку, что горячее трогать нельзя, вам поможет свеча. Зажгите ее и расскажите, что красивое мерцающее пламя не трогают руками. Акцентируйте внимание на том, что оно горячее, а от горячего рука может очень заболеть. Дети обязательно лезут проверять. Придите на помощь, но не забудьте напомнить: «Горячее!». Возможно, в будущем это избавит вас от более серьезных неприятностей. К тому же это научит малыша хотя бы в некоторых вопросах доверять вашим знаниям и опыту.

Доказывайте свою позицию спокойным голосом. Если вы будете кричать на ребенка, с трудом сдерживая злобу, то можете испугать малыша. Такой вариант, скорее всего, приведет к желаемому эффекту, но иллюзия успешности решения будет длиться недолго. То есть ребенок прекратит нежелательное действие сейчас, просто потому что он испугался. Но позже он обязательно возобновит свои испытания.

Кроме того, постоянно запрещая на повышенных тонах, вы рискуете привить ребенку иммунитет к крику, то есть малыш вообще перестанет воспринимать сначала крик, а потом и ваши требования, предъявленные обычным голосом. Воспитателям и учителям очень сложно работать с такими детьми, ведь до них невозможно донести даже простейшие естественные требования.

Старайтесь использовать запреты как можно реже. Если разобраться, потенциально опасных и нежелательных действий намного больше, чем абсолютно безопасных. Не превращайте жизнь ребенка в сплошное «нет»: так очень скучно жить. Кроме того, после десятого отказа подряд они просто перестают восприниматься. Включается механизм ответного отрицания, ведь вы перекрыли все пути, а ребенку надо чем-то заниматься, как-то познавать мир — вот он и не воспринимает требования, чтобы продолжать движение вперед.

Как сделать так, чтобы запретов было меньше?

— Используйте синонимы. Вместо «нельзя» вполне можно употребить фразы:

«А давай не полезем на высокую горку, я буду за тебя очень бояться»

«А может не стоит тянуть за хвост кошку — ей больно и она может оцарапать»

«А давай лучше порисуем в альбоме, а не на стене. На стене твои рисунки пропадут, а в альбоме мы сохраним».

Есть множество ситуаций, когда больше подойдут именно такие варианты.

— Предлагайте альтернативы. Детки всегда с большей радостью соглашаются на предложенные вами действия, если у них есть хоть малейшая возможность решить, что эти действия они выбрали для себя сами. Вместо: «Пойдем гулять» спросите: «А мы куда сегодня пойдем, на площадку или на пруд?». Вместо: «Ну-ка ешь» уточните: «Ты сам покушаешь или тебя покормить?»

— Переключайте внимание. Если ребенок даже с уговорами продолжает нежелательное действие, попробуйте переключить его внимание на что-то более продуктивное. Например: «Не кидай в собаку игрушками, лучше погладь ее — смотри, как она рада. А пойдем, ты собачке попить нальешь». Или же на что-то в совершенно другой плоскости: например, подбирающемуся к проводам и розеткам малышу можно предложить вместе собрать пирамидку или почитать книжку.

— Уберите из поля зрения опасные предметы. Неплохая идея — удалить от ребенка искушение, но это очень сложно сделать. Ведь мы же в этой квартире живем, и это так неудобно — лазить за ножом со стремянкой.

Родители, проводящие много времени в объяснениях своих отказов и предоставлении альтернатив, обязательно бывают вознаграждены. Ведь это так мило — услышать от двухлетки: «Мама, дай ручку, на дороге опасно», или: «Мама, чтоб я не лез в розетку, дай мне карандаши». Услышав такое, не забудьте похвалить малыша, ведь он так старался принять вашу позицию. Выдумывайте, творите, чтобы как можно меньше раз сказать ребенку «нет». Удачных вам идей и решений.

Наталья Мухина