Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Помоги мне это сделать самому!

29 августа 2012 568

Развивающая методика Монтессори основана на самостоятельном познании ребёнком окружающего мира, взрослые при этом лишь ненавязчиво помогают, сохраняя за малышом право на независимость, самостоятельный поиск и выбор.

Педагогическая методика Марии Монтессори, несмотря на свою ценность и великолепные достижения, была около 70 лет изъята из программ обучения практически во всех странах Европы. Вместе с тем, в научных кругах интерес к её работам не угасает: открываются академии и институты по изучению и применению на практике феноменальной методики развития. Учениками школ Монтессори становятся миллионы детей во всём мире, и эта школа попадает в Книгу рекордов Гинесса, как самая многочисленная.

Мария Монтессори

Мария Монтессори (1870-1952) – итальянская гуманистка, врач, педагог, учёный и философ. Великая женщина, которой удалось удивить весь мир: она стала первой женщиной-врачом в Италии и получила докторскую степень. Она совершала открытия в педагогике, боролась за права женщин и детей, посвятила свою жизнь тому, чтобы помочь детям вырасти гармонично развитыми личностями, образованными, независимыми, социально адаптированными, с неугасающим интересом к познанию.

Сама Мария, будучи ещё очень молодой, отличалась свободолюбием: она сражается за права женщин на получение образования, первая, кто поступает в мужскую академию, затем в университет, получает учёную степень в медицине. Монтессори пропагандирует развитие свободной личности, умеющей самостоятельно думать, рассуждать и принимать решения. Во главу своей методики она поставила формирование чувства независимости у детей. Именно в этом аспекте и кроется причина запрета данной методики, которая вызвала яростное негодование со стороны находящихся у власти диктаторов Муссолини, Гитлера и Сталина. Вождям, желающим держать свой народ «в узде», было невыгодно воспитывать в своей стране свободомыслящих личностей.

Создание методики развития

Мария Монтессори начинает работу в клинике с детьми с особенностями развития. Наблюдая за такими детками, которые изолированы от общества, их содержание ничем не отличается от тюремного, она невероятно сочувствует и старается облегчить их жизнь. Мария делает всё, чтобы обеспечить их просторными и светлыми игровыми комнатами, внедряет использование игрушек и различных развивающих занятий, создаёт упражнения, благодаря которым через тренировку мелкой моторики, у детей развивается речь. Уникальные дидактические игры развивают сенсорное восприятие детей, а вместе с ним активизируется умственное развитие ребёнка в целом. Дети начинают изучать окружающий мир не только посредством рассказов воспитателей, но и самостоятельно через собственный опыт.

По прошествии некоторого времени умственно отсталые дети начинают говорить, читать, писать, считать. Это невероятный прорыв в педагогике, школа, в которой работала Монтессори, была первой в Европе, где занимались с детьми с аномальным развитием. В это время методика Марии Монтессори получает мировую известность.

Дальнейшее совершенствование методики Монтессори

Успех методики открыл безграничные возможности в воспитании и развитии не только больных деток, но и здоровых. В 1907 году в самом бедном районе Рима Мария открывает школу для здоровых детей.

Её методика основана на создании активной развивающей среды для детей. В центре внимания всегда остаётся сам ребёнок, его уникальная и неповторимая личность с индивидуальными особенностями. Он свободен и независим, но, вместе с тем, развивается в атмосфере уважения прав других людей.

В школах Монтессори процесс обучения разбит на 5 основных секторов: в первом ребёнку прививаются навыки, необходимые в быту и реальной жизни (сектор «самообслуживания»), второй сектор отвечает за сенсорное развитие (аналитические способности и анализаторы), третий – за математические способности, четвёртый – «языковой», и пятый порой называют «космическим» - познание законов окружающего мира, природных явлений, истории, культуры и традиций разных народов.

У методики Монтессори есть и свои противники: одним из упущений данной программы развития считается недостаточное внимание спонтанным играм, детскому творчеству и эмоциям. И всё же методика развития, созданная этой великой женщиной, уникальна, достойна активного внимания и применения. По решению ЮНЕСКО, Мария Монтессори, наряду с американцем Джоном Дьюи, немцем Георгом Кершенштейнером и нашим советским учителем Антоном Макаренко, являются четвёркой педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке.

В следующей статье вы сможете узнать о том, как применить некоторые элементы педагогики Монтессори в воспитании ребёнка в домашних условиях.

Липницкая Полина,

журналист портала «103.by» 

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры