Психологи (и не только) задаются вопросом: «современное время – это время игры или время ее падения?». Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться с понятиями.
Игра – это по мысли Е. Финка «оазис счастья в пустыне повседневной жизни», это один из способов понимания, с помощью которых человек понимает себя. В игре заключен особый вкус к жизни, то есть именно «игра», и не «игры» и есть истинная, настоящая игра, приносящая удовольствие, открывающая человеку мир и себя в мире.
Игры – это скорее социальные институты (например, футбол, прятки, танцы и т.п.) как остаточные явления настоящей игры. С этой позиции современное время – это время именно игр, время растущего, повального увлечения играми.
Несмотря на попытки технологизировать игру, упорядочить ее, и тем самым лишить творческого замысла, «живая» игра существует как уникальный феномен человеческой культуры. Дети играют в игру, не по правилам, навязанным извне взрослыми.
Стремление взять под контроль сферу игры у ребенка привело к возникновению множество готовых игрушек, безупречных в техническом исполнении. Исследования показывают, что готовые игрушки нередко приносят развитию ребенка больше вреда, чем пользы. Взрослому самому нравятся готовые игрушки – они выполнены профессионально, кажутся красивыми и забавными, но имеют несколько существенных недостатков.
Итак, почему готовая игрушка не развивает ребенка и может даже нанести ему вред?
1. Готовые игрушки не позволяют ребенку реализовать свою поисковую активность, мобилизовать фантазию.
Многие родители знают без подсказки, что к готовой игрушке ребенок быстро теряет интерес. А сами родители испытывают разочарование по поводу потраченных денег. Готовая игрушка не может конкурировать в борьбе за внимание с простым стеклышком, камешком, деревянным бруском, кусочком резины. Ребенок – по натуре исследователь и ему гораздо интереснее то, что не имеет жестко фиксированных функций, то, что может быть использовано в самых разных целях.
2. Готовые игрушки мало связны с реальным миром ребенка.
Есть, конечно, примеры игрушек, имитирующих предметы реального мира. Это игрушки, когда-то впервые созданные Марией Монтессори. Такие игрушки можно трогать, бросать, открывать, закрывать, застегивать и т.д. Сейчас таких игрушек много, но они также не способны дать ребенку радость достижения, создать ему трудности, преодолевая которые он будет развиваться.
В книге Г.Л. Лэндрет «Игровая терапия: искусство общения» приводятся рекомендации по выбору игрушек, помогающих гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание, самоконтроль и умение общаться.
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть, семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные «груши», подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
Психологи рекомендуют давать ребенку минимум готовых игрушек, стараться делать так, чтобы он играл с игрушками, которые сделал сам. Пусть ребенок находит себе игрушки среди предметов, которые его окружают. Важным фактором стимулирования игровой активности ребенка выступает ситуация новизны. Продолжительность и интенсивность игр ребенка зависит от разнообразия, изменчивости среды, от характера материала, которые в совокупности возбуждают его поисковую активность и развивают творческие способности.
Ольшевская Элеонора,
Психологи (и не только) задаются вопросом: «современное время – это время игры или время ее падения?». Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться с понятиями.
Игра – это по мысли Е. Финка «оазис счастья в пустыне повседневной жизни», это один из способов понимания, с помощью которых человек понимает себя. В игре заключен особый вкус к жизни, то есть именно «игра», и не «игры» и есть истинная, настоящая игра, приносящая удовольствие, открывающая человеку мир и себя в мире.
Игры – это скорее социальные институты (например, футбол, прятки, танцы и т.п.) как остаточные явления настоящей игры. С этой позиции современное время – это время именно игр, время растущего, повального увлечения играми.
Несмотря на попытки технологизировать игру, упорядочить ее, и тем самым лишить творческого замысла, «живая» игра существует как уникальный феномен человеческой культуры. Дети играют в игру, не по правилам, навязанным извне взрослыми.
Стремление взять под контроль сферу игры у ребенка привело к возникновению множество готовых игрушек, безупречных в техническом исполнении. Исследования показывают, что готовые игрушки нередко приносят развитию ребенка больше вреда, чем пользы. Взрослому самому нравятся готовые игрушки – они выполнены профессионально, кажутся красивыми и забавными, но имеют несколько существенных недостатков.
Итак, почему готовая игрушка не развивает ребенка и может даже нанести ему вред?
1. Готовые игрушки не позволяют ребенку реализовать свою поисковую активность, мобилизовать фантазию.
Многие родители знают без подсказки, что к готовой игрушке ребенок быстро теряет интерес. А сами родители испытывают разочарование по поводу потраченных денег. Готовая игрушка не может конкурировать в борьбе за внимание с простым стеклышком, камешком, деревянным бруском, кусочком резины. Ребенок – по натуре исследователь и ему гораздо интереснее то, что не имеет жестко фиксированных функций, то, что может быть использовано в самых разных целях.
2. Готовые игрушки мало связны с реальным миром ребенка.
Есть, конечно, примеры игрушек, имитирующих предметы реального мира. Это игрушки, когда-то впервые созданные Марией Монтессори. Такие игрушки можно трогать, бросать, открывать, закрывать, застегивать и т.д. Сейчас таких игрушек много, но они также не способны дать ребенку радость достижения, создать ему трудности, преодолевая которые он будет развиваться.
В книге Г.Л. Лэндрет «Игровая терапия: искусство общения» приводятся рекомендации по выбору игрушек, помогающих гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание, самоконтроль и умение общаться.
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть, семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные «груши», подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
Психологи рекомендуют давать ребенку минимум готовых игрушек, стараться делать так, чтобы он играл с игрушками, которые сделал сам. Пусть ребенок находит себе игрушки среди предметов, которые его окружают. Важным фактором стимулирования игровой активности ребенка выступает ситуация новизны. Продолжительность и интенсивность игр ребенка зависит от разнообразия, изменчивости среды, от характера материала, которые в совокупности возбуждают его поисковую активность и развивают творческие способности.
Ольшевская Элеонора,