Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Как не надо воспитывать мальчика

30 мая 2011 494

Где упущено и как воспитывать мальчиков, чтобы они не утратили свое определение «сильного пола».

Известный российский социолог, антрополог и философ И.С. Кон в своей книге «Мальчик – отец мужчины» (2009) анализирует различные сферы жизнедеятельности мальчиков, приводит результаты многочисленных исследований, доказывающих, что большинство гендерных стереотипов ошибочно. Они являются результатом давления общества на мальчиков с тем, чтобы воспитать их смелыми, агрессивными и уверенными в себе.

Приведем некоторые из советов И.С. Кона относительно воспитания мальчиков. Кому-то они могут показаться парадоксальными и неожиданными. Кто-то может с ними не согласиться. В любом случае они послужат поводом для размышлений, а кто-то возьмет их на вооружение.

Итак, рекомендации И.С. Кона по воспитанию мальчиков

- не делайте из мальчика «настоящего мужчин». Все настоящие мужчина разные, поддельные мужчины только притворяются настоящими. Помогите мальчику выбрать тот вариант маскулинности (мужественности), который ближе и в котором он окажется успешнее;

- не учите мальчика отличаться от девочек. Во-первых, он и так от них отличается, а во-вторых «не быть девчонкой» его обязательно научат сверстники, причем довольно жестко и вопреки вашей воле;

- не воспитывайте из него воина и защитника Отечества. Исторические судьбы современного мира решаются не на полях сражений, а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справиться и с защитой Отечества;

- не обязательно в неполных семьях вырастают неполноценные мальчики. На самом деле «неполные семьи» - не те, в которых нет отца или матери, а те, в которых детям не хватает родительской любви;

- не злоупотребляйте запретами, по возможности избегайте противоборства с мальчиком. Если на вашей стороне сила – то на его стороне время. Краткосрочный выигрыш легко может обернуться долгосрочным поражением. Если вы сломаете волю мальчика, то в проигрыше окажутся обе стороны;

- не пытайтесь навязать мальчику определенный род занятий и профессию. К тому времени, когда он будет делать свой выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь – с раннего детства расширять интересы ребенка, чтобы у него был максимально широкий выбор вариантов и возможностей.

Психологи утверждают, что для воспитания мальчика очень важен пример отца. Прежде всего, отец должен стать притягательной личностью для мальчика - быть для него великолепным, достойным восхищения. Отец должен уметь увлечь за собой сына, идти впереди, неся самую тяжелую ношу, а сын последует за ним, стараясь не отставать. Никогда не воспитает сына тот, кто, лежа в удобном кресле, лишь подталкивает его.

Сложнее воспитывать мальчика без отца, в неполной семье. В. Сатир в книге «Как строить себя и свою семью» (1992) отмечает, что женщина, остающаяся с детьми без мужа, должна очень постараться, чтобы ее ребенок не подумал, что «все мужчины плохие». Маль­чик, который это слышит, с трудом поверит, что быть мужчиной хорошо. Женщина может иметь весьма одностороннее представление о том, что из себя представляют мужчины. И это усложняет ее взаимоотношения с ними. В то же время мать невольно может взвалить на старшего сына роль мужа, лишая его, таким образом, сыновней позиции.

Однако и в неполной семье проблемы воспитания мальчика могут быть вполне разрешимы. Женщина-мать вполне может иметь адекватную, принимающую установку по отноше­нию к мужчинам и быть достаточно зрелой, чтобы не создавать у детей негативного представления о них. Она может помочь своим детям установить добрые и близкие отношения со взрослыми муж­чинами, которых она знает и уважает. Это могут быть ее родите­ли, братья или друзья. Прежде чем пред­ложить ребенку роль помощника в семье, мать объяснит ему, что быть ответственным за какую-то важную часть семейной жизни совсем не значит отказаться от своей сыновней роли.

Ольшевская Элеонора,

психолог, кандидат психологических наук