24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«ГМО не вреднее, чем химические добавки». Разговор c генетиком о том, что мы едим

Текст: Ирина Репина 2

От генномодифицированных продуктов люди не превращаются в мутантов. Часто растение с ГМО содержит не больше вредных веществ, чем натуральное, которое защищается от паразитов естественным путем. Генно-модифицированными могут быть не только растения, но также фармацевтическая продукция. 103.by встретился с заведующим лабораторией моделирования генетических процессов Института генетики и цитологии НАН Беларуси Сергеем Дромашко и получил ответы на популярные вопросы о трансгенных организмах. 

ГМО появились в США

— Генномодифицированные организмы впервые появились в Америке для того, чтобы уменьшить количество обработок растений пестицидами и другими химикатами. Американцы открыли технологию, которая позволяет «сшивать» ДНК различных организмов. К примеру, можно создать картофель с геном, который убивает колорадского жука, а на человека не действует или, предположим, скрестить томат с арктической камбалой. В результате томат долго хранится зеленым в холодном помещении. Как только его переносят в теплое помещение — он созревает. Коммерческого успеха эти томаты не получили.

Более 12% посевных площадей планеты заняты растениями ГМО

По словам Сергея Дромашко, в мире насчитывается 385 линий растений, 29 видов растений, которые подверглись генетическому модифицированию. 

Популярными и коммерчески успешными стали такие ГМО-растения, как соя (модифицирована на 82%), кукуруза (на 30%), хлопчатник (на 68%), слива, кабачок, томат, баклажан, картофель, рис, сахарная свекла и тростник, лен, тыква и рапс (25%). Поэтому прежде, чем верить рекламе о том, что рапсовое масло полезнее подсолнечного, важно вспомнить этот факт.

— В то же время нельзя считать, что, покупая сливовый джем или детское питание с добавлением тыквы, вы обязательно употребляете в пищу ГМО. Ведь генномодифицированными растениями заняты лишь 12% (или 181.5 млн га) посевных площадей планеты. Из них 99% площадей приходится на сою, кукурузу, хлопчатник и рапс, а на все остальные вместе взятые — 1% (1.8 млн.га). Кроме того, ученые установили, что в биологически чистой продукции также содержится большое количество вредных веществ. Например, пестициды естественного происхождения. Это опять же вредно для организма. Человеку без разницы, какой пестицид он съест, натуральный или искусственный. Такая еда в любом случае негативно действует на бактерии, живущие в кишечнике каждого из нас. Полезные бактерии же, как известно, занимают значительное место в организме. Это около двух килограмм нашего веса.

В Беларуси нельзя встретить генетически модифицированный картофель или помидоры

— На 25 тысяч испытаний, которые проводились в лаборатории нашего института, найдено менее 1% ГМО-продуктов. Поэтому можно с уверенностью сказать, что встретить у нас генетически модифицированный картофель, помидоры или папайю — практически нельзя. 

Как говорит Сергей Дромашко, людей в основном заботит наличие ГМО в растениях. Однако на сегодня многие фармацевтические препараты состоят из ГМО. Например, инсулин или интерферон. Поэтому борцам с трансгенными продуктами следует обращать внимание еще и на медикаменты. 

Что касается мутаций, то, по мнению генетика, — это миф. Если человек ест продукты с ГМО, он не станет похож на ежа и у него не вырастут иголки. В мире вряд ли будут созданы генномодифицированный еж или кактус: генетически модифицируют таких животных или растения, которые могут принести коммерческую выгоду. 

— С другой стороны, ГМО не вреднее, чем, предположим, химические добавки. Их, кстати, очень много в некачественных йогуртах. 

Генетик добавляет, что надпись на молочных продуктах «без ГМО» — это обман покупателя. В молоке в принципе не может быть ГМО.   

— К тому же в наших желудках все белки и нуклеиновые кислоты перерабатываются до элементарных составляющих. 

Как определить наличие ГМО во внесезонных продуктах 

Сергей Дромашко объясняет, что биологически чистая продукция сегодня — это полное отсутствие ГМО и неиспользование химических удобрений и средств защиты при выращивании. Однако встречается это достаточно редко. Ведь во многих хозяйствах используются средства защиты от паразитов. Кроме того, вредные для организма токсины могут вырабатываться из плесени, которая образуется во время хранения зерна или овощей. 

При выборе овощей и фруктов вне сезона генетик советует отдавать предпочтение заграничному, а не отечественному.

— Солнца у нас мало, ясно, что для выращивания вне сезона используется химическая обработка. Если продукция из Турции или Испании, то можно предположить, что она выросла с использованием наименьшего количества химии. 

Как говорит генетик, по нашему законодательству обязательной проверке подлежат лишь продукты из сои и кукурузы. Они модифицированы в значительной степени. Остальное — дело совести. 

ГМО нельзя назвать бомбой замедленного действия

— Нельзя сказать, что ГМО — бомба замедленного действия. Ведь прежде, чем продукт попадет на полку магазина, он должен получить разрешение на коммерческое использование генномодифицированных организмов. Далее в течение 180 дней продукт исследуется на взрослых крысах и только в случае неопасности получает разрешение.

Генетик уверен, что белорусам не надо бояться ГМО, потому что в стране почти нет таких продуктов. 

— С ГМО сталкиваются преимущественно сельскохозяйственные животные: коровы и свиньи. Генномодифицированным является именно корм. Для скота он поступает из США, Бразилии, Аргентины. Однако людям не страшно есть такое мясо, потому что в организме всех теплокровных (в том числе свиней и коров) ДНК разлагается до простейших составляющих.

Сергей Дромашко также говорит, что, кроме противников, есть сторонники ГМО. Их больше, но они составляют пресловутое "молчаливое большинство", которое не кричит во всеуслышание о своих результатах. Россияне, например, недавно провели эксперимент. В течение трех поколений мышей кормили соей с ГМО. Четвертое поколение, наоборот, не кормили. Оказалось, что правнуки оказались умнее, чем их предки. Можно предположить,что такие изменения связаны с тем, что три поколения мышей ели ГМО-продукты. Кроме того, мыши четвертого поколения оказались эмоционально устойчивее. Как бы это подействовало на людей, неизвестно. 

Этот сайт использует cookies
Понятно