24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Как похудеть, сделав операцию на желудке. Разговор с бариатрическим хирургом

12

Автор: Анастасия Кузьмина


По данным ВОЗ, ожирение признано серьезной угрозой для здоровья людей 21 века. Оно стало одной из главных причин развития артериальной гипертензии, сахарного диабета 2 типа, атеросклероза, ишемической болезни сердца. О том, как с ожирением борются при помощи операций на желудке, рассказал специалист в эндоскопической, пластической и бариатрической хирургии доктор медицинских наук, профессор Сергей СТЕБУНОВ.

— С какого веса начинают делать операции на желудке?

— У очень низкого человека и 80 кг будет ожирением. Поэтому мы используем не вес, а показатель индекса массы тела. Он учитывает вес и рост, а некоторые формулы даже возраст и пол. Показателем к хирургическому вмешательству считается индекс массы тела выше 35 — это первая степень ожирения.

Хотя сейчас во всем мире индекс массы тела, необходимый для операции, снижается. Это называется не лечением ожирения, а метаболической хирургией. Например, у пациента вес небольшой, но есть риск сахарного диабета, имеется артериальная гипертензия или другие показатели метаболического синдрома. Ожирение и лишний вес в его случае — факторы риска. Поэтому мы предполагаем, что через 5–10 лет у него может быть сахарный диабет и ожирение. В таких случаях мы делаем операцию и при индексе массы тела 32.

— А максимальная черта?

— Зависит от опыта, клиники. Мы для себя установили максимальный вес 180–200 кг. В Америке известны случаи, когда и 300 кг оперируют.

— Операций на желудке несколько видов. Какие из них самые распространенные в Беларуси?

— Самая простая эндоскопическая операция — это постановка в желудок баллона. Он заполняет большую часть объема желудка, и пище остается мало места. Операция делается без хирургического вмешательства.

Гастропликация, или пликация желудка, сложнее, но она не требует дорогих расходников. Желудок вворачивается внутрь и фиксируется несколькими швами. Эта операция самая молодая из всех бариатрических. Ей около пяти лет. Мы ее редко делаем, лишь тем пациентам, которые в этом нуждаются, но не могут себе позволить более дорогую операцию.

Справка. Все бариатрические операции достаточно дорогие за счет расходных материалов: кассет, сшивающих аппаратов. Профессор Стебунов делает все лапароскопически — через проколы, без разрезов, что также повышает стоимость операции.

Во время бандажирования создается небольшой желудочек объемом от 5 до 15 мл с помощью регулируемой системы (бандажа). Она делит желудок на две части. В итоге человек вынужден меньше есть. Правда, со временем некоторые пациенты учатся обманывать систему. Они пьют высококалорийные напитки: сливки, шоколад, едят мороженое — жидкая пища свободно проходит через бандаж. А эта методика рассчитана на грубую пищу, которая задерживается и со временем приводит к насыщению.

Лет через 5-7 эффект от операции уменьшается, и пациенты начинают поправляться. Некоторые даже приходят повторно через 7-10 лет и просят сделать что-то более радикальное.

Раньше мы делали только эту операцию. Она простая, длится 30–40 минут. Ничего не нарушается, не отрезается, а просто накладывается бандаж поверх желудка. Сейчас делаем ее реже.

Самая распространенная у нас операция — слив-резекция, или рукавная резекция желудка. Во время нее отрезается большая часть желудка. Остается тоненькая трубочка объемом 120–150 мл, похожая на рукав. В итоге пациент не может много съесть. Да ему и не хочется. Одно из главных уже доказанных преимуществ операции в том, что в удаляемой части желудка содержатся клетки, которые продуцируют гормон голода грелин. После такой операции пациенты теряют 7–10 кг каждый месяц первые полгода. Потом снижение веса замедляется.

И если бандаж после 150 кг менее эффективен, то резекция желудка подходит при весе до 180 кг.

Гастрошунтирование — еще более эффективная операция. Для людей 150–180 кг. Здесь не только объем желудка уменьшается, но еще из пищеварения выключается часть кишки. То есть перестраивается желудочно-кишечный тракт и нарушается всасываемость пищи. Что бы человек ни ел: сладкое, жирное —он все равно будет худеть. Поэтому в Америке, где часто встречаются люди с большим ожирением (от 200 кг и выше), делают преимущественно гастрошунтирование.

Есть еще билиарное шунтирование, но мы его применяем исключительно редко, потому что у нас редко встречается вес свыше 200 кг.

— Как подбирается вид операции?

— Индивидуально. Для этого разработана целая система. Конечно, мы вынуждены учитывать и платежеспособность пациента. 

Как правило, рекомендуем операцию в зависимости от веса, заболеваний, возраста и даже от культуры питания и силы воли пациентов. Сразу говорим, что можем сделать самую простую операцию и она будет эффективна, если пациент станет выполнять все наши рекомендации. Если же признаются, что силы воли нет, рекомендуем операцию поэффективнее.

— Почему люди идут на такие операции: потому что они ленивы либо у них есть какие-то показания по здоровью, которые не позволяют им самим похудеть?

— У каждого свои причины лишнего веса и проблемы. У кого-то болят суставы, и он не может заниматься спортом, у кого-то сахарный диабет, у кого-то повышенное давление.

— Но можно же питание регулировать…

— Пища — это наркотик. Чем больше ты ешь, тем больше хочется. Зависит от силы воли, конечно. У большинства наших пациентов она слабая. Они сами в этом признаются. Конечно, есть пациенты, которые сами худеют и на 50 кг. Важно при этом не только снизить вес, но и сохранить его. У нас сплошь и рядом бывают пациенты, которые худеют без проблем на 20–30 кг. Но рано или поздно они срываются из-за стресса, болезни или еще что-то. Тогда набирают еще больше. Сколько пациентов, столько и судеб.

— Кому противопоказана операция на желудке?

— Людям с небольшим индексом массы тела. С так называемым лишним весом. Они же думают, что у них ожирение. Иногда приходят девушки по 70 кг, просят сделать шунтирование. Но зачем? У них либо нормальный вес, либо им нужно немного походить в тренажерный зал, и все будет нормально. Когда мы видим, что нет проблем, отказываем.

Имеется еще ряд медицинских противопоказаний: инфаркт, инсульт, сердечная недостаточность. Бывает, приходят пациенты с выраженной одышкой или сердечной недостаточностью, которым ни один хирург не рискнет уже делать операцию.

— Как проходит подготовка и послеоперационный период? Сколько по времени все занимает?

— Когда пациент приходит и говорит, что согласен на операцию, мы даем ему список обследований, которые надо пройти. Потом он приезжает на повторную консультацию. Мы смотрим, все ли в порядке, не противопоказан ли наркоз. Также беседуем и выясняем психологические отклонения. Если все нормально, назначаем операцию. На это уходит минимум две недели.

В это же время мы рекомендуем две недели максимально снижать вес на безжировой диете. Во-первых, чем меньше вес, тем легче оперировать. Во-вторых, почти у всех наших пациентов есть жировой гепатоз — увеличена печень, что также осложняет операцию. На такой диете печень быстро сокращается.

Как правило, за сутки до операции пациента госпитализируем. После операции — буквально два-три дня в стационаре, а потом выписываем. Дома еще месяц реабилитации в виде специальной диеты. 

— Кто делает чаще операции на желудок: мужчины или женщины?

— В Беларуси ожирением страдают 16% мужчин и 32% женщин, то есть женщины в 2 раза чаще страдают конституционным ожирением. Естественно, и обращаются чаще: на одного мужчину две женщины.

— Какие риски у данной операции?

— Любая операция имеет риски. Может быть кровотечение, несостоятельность швов. Зная это, мы десять раз перестраховываемся. Также тщательно отбираем пациентов. Если у кого-то больное сердце, мы оцениваем риски и чаще отказываем.

— Часто приходят и говорят, что не помогла операция?

— Редко, но бывает. С этими пациентам мы работаем пожизненно. Поощряем, чтобы после операции они хотя бы раз в месяц появлялись или звонили, отчитывались по динамике веса. Мы по каждому пациенту ведем карту, где отмечаем: когда операция, какая, какие первоначальные параметры, какая динамика потери веса. Часто приглашаем на контроль анализов, обследования.

Мы постоянно что-то корректируем. Например, пациент говорит, что полгода худел, а потом вес остановился. Мы его либо сами консультируем, либо к диетологам посылаем. Иногда повторно оперируем.

— Какой максимальный вес теряли Ваши пациенты?

— Пришла девушка 180 кг. За несколько лет работы с ней осталось 76 кг. Но это уникальный случай. Мы ей делали несколько операций. Начинали с бандажа. Когда она немного похудела, сделали гастрошунтирование.

Здесь такой момент. Если есть противопоказания, не всегда возможно окончательную операцию сделать сразу, приходится лечить поэтапно. Например, пациент под 200 кг. У него уже одышка, наркоз может не перенести. Тогда мы ставим баллон, он сидит на диете, у него специальная подготовка. И вот он уже 180 кг. Следующий этап — делаем самое простое и безопасное, например, бандаж. Потом делаем еще что-то, и он худеет окончательно.

— В чем, на Ваш взгляд, основная причина того, что люди себя так запускают?

— Наверное, дело в культуре питания и образе жизни современного человека. Сегодня продукты питания доступные и дешевые. При этом люди злоупотребляют газированными напитками, фаст-фудом, всегда на автомобиле и мало двигаются, переносят много стрессов. Приход энергии в виде пищи больше ее расходов. Все это отражается на их весе и фигуре. Поэтому бариатрическая хирургия, если хотите, — это в большинстве случаев лечение последствий неправильного образа жизни. 

Этот сайт использует cookies
Понятно