24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Развитие творческих способностей

27 июля 2012

В корне неверно считать, что творческие способности исключительно сродни гениальности. И если вам не удалось создать достойных шедевров в области музыки, поэзии или живописи, то любые проявления творчества уж точно не для вас. Отнюдь, умение мыслить нестандартно заложено в самой человеческой сущности, абсолютно каждый обладает творческим потенциалом, который открывает безграничные возможности для самореализации. И мало того, свои творческие способности можно и нужно развивать. От степени их зрелости зависит наше восприятие мира, то, насколько комфортно мы себя ощущаем в нем.

Чем менее развиты в нас эти способности, чем меньше «крылья» нашей фантазии, чем ниже мы летаем в своих мечтах, тем больше мы склонны к самоедству, постоянному недовольству собой и окружающими. Человек сам подсознательно создает барьеры в достижении намеченного, боится мыслить нестандартно, всеобъемлюще и реализовывать смелые идеи и мечты.

Какое уж тут развитие творческого потенциала, когда стресс стал бичом общества XXI века. А ведь, по мнению многих нейрофизиологов и психологов, именно он является главным препятствием в развитии творческого мышления: нервная система находится в постоянном напряжении и творческие импульсы не могут преодолеть нескончаемый поток забот и переживаний. Как вариант преодоления этих зажимов возьмите себе за правило ежедневные пешие прогулки. Недаром их даже множественные религиозные традиции считают своеобразной медитацией. Размеренный ритм ходьбы успокаивает, клетки мозга насыщаются кислородом, проблемы решаются сами собой, находится выход из любого тупика. В это время вы мечтаете и фантазируете, становитесь самим собой, уделяете внимание своему внутреннему «художнику», а уж он позаботится о том, чтобы ваше сознание наполнилось новыми идеями.

Судите сами, ещё в 1926 году Грэхем Уоллес писал о том, что процесс созидания требует определенной отстраненности от проблемы (дистанцирования) и выделил следующие фазы:

- Этап подготовки, на котором происходит формулировка задачи и предпринимаются начальные попытки ее решения.

- Далее самое интересное, необходима фаза «инкубации» - отвлечение от задачи и переключение на другие мысли.

- Просветление, когда проникновение в суть задачи происходит интуитивно.

- И заключительный этап – проверка – испытание и реализация принятого решения.

Главные враги нашей креативности – это мы сами. Мешают мыслительные барьеры, выработанная привычка опираться только на сознание, постоянно оценивать, мешает страх показаться глупым, убежденность в том, что все придумано и для создания чего-то оригинального мы-то уж точно не дотянем. У каждого свои комплексы, блоки, барьеры, кто-то страдает от «синдрома отличника», кто-то от боязни ошибок и неверия в себя.

Для начала просто попытайтесь применить на практике самые известные методики креативности, если вы втянетесь, это действительно откроет перед вами новые оригинальные пути решения проблем, создания и воплощения идей. Некоторые из этих методик предполагают коллективное участие, другие рассчитаны на «одиночное» созидание.

1. Всем известный, мозговой штурм (автор Алекс Осборн) – основной принцип в разведении во времени генерации идеи и её критики. Это оперативный метод решения проблемы посредством стимулирования творческой активности. Участники высказывают всевозможные варианты решения задачи, даже самые немыслимые, смешные и фантастические, другие – их дополняют. Критически оценить это можно позже, но в момент придумывания нужно отпустить свое сознание и дать полную волю воображению.

2. Шесть шляп Эдварда де Боно – одна из самых известных методик, позволяет увидеть проблему с разных сторон, разделить мыслительный процесс на этапы сбора информации, генерации идеи и критической оценки. Каждый этап соответствует шляпе определенного цвета: белая – рациональная, беспристрастный анализ цифр и фактов; красная – эмоциональная, постарайтесь почувствовать свои интуитивные импульсы, предчувствия, зафиксируйте все связанные с задачей эмоции; черная – пессимистическая, осмысливаются возможные неудачи; желтая – оптимистичная, необходимо фиксировать все возможные преимущества и выгоды; зеленая – творческая, рассматриваются все возможные варианты; синяя – итоговая, философская, формулируются общие представления.

3. Метод вымышленных персонажей – создайте собственную разнообразнейшую «креативную группу». Опять-таки рассматривайте проблему с разных сторон, задавайте вопрос, как бы решил эту проблему Винни Пух или Альберт Эйнштейн.

Существует еще множество методик, но помните, что не стоит к развитию своих творческих способностей относиться как к сложной задаче. Смотрите на мир широко раскрытыми глазами и вам не нужно будет выдумывать идеи для творчества, их подбрасывает сама жизнь. Живите своей жизнью, ищите красоту в окружающем мире, созидайте и получайте удовольствие от поиска своих внутренних сокровищ.

Липницкая Полина,

журналист портала «103.by» 

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры
Для online-консультации вы можете обратиться к следующим специалистам
Этот сайт использует cookies
Понятно