24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Если б молодость знала: кризис 25-летнего возраста

27 июня 2012

Кризис  молодого возраста  был описан двумя молодыми  американками А. Роббинс и Э. Вилнер в книге «Кризис четверти жизни: уникальные жизненные испытания после двадцати» (2001).  Книга очень  быстро стала  бестселлером,  так как представляла  начало взрослой самостоятельной жизни отнюдь не в радужном цвете. Девушки взяли интервью  у своих ровесников (в исследовании  приняли участие более 200 человек). Это были вполне успешные молодые люди, вчерашние школьники и университетские отличники. В ходе опроса выяснилось, что большинство из них  испытывает чувство эмоционального дискомфорта, разочарования, вплоть до  уныния  и отчаяния.

Впоследствии житейские наблюдения молодых американок были подтверждены специальными опросами, и в настоящее время кризис 25-летних все больше рассматривается как универсальное явление, характерное не только для западной молодежи. Так специальное исследование  Мичиганского  университета, в ходе которого было опрошено 2900  молодых людей, хорошо успевающих в школе, показало,  что треть из них не приобрели финансовой независимости, 21% молодых людей вообще отказались от первоначальных образовательных целей. 14% опрошенных  отметили, что они  прозябают  в сфере работы. Интересно отметить, что это их субъективное  ощущение, которое часто не совпадает с реальностью – на  самом деле,  никто из них не  бедствует.

С чем ученые  связывают такие результаты? Прежде всего, с завышенными  социальными стандартами и стремлением молодежи достичь успеха, на который  их программирует общество. Стандарты современной молодежи существенно отличаются от жизненных приоритетов их родителей. Если родителей удовлетворял скромный, но постоянно растущий доход, наличие стабильной работы, то нынешние молодые люди средний достаток воспринимают как норму. Они тяготятся рутинной работой. Повсеместно распространенное явление в нашей стране – молодежь стремится работать меньше, а зарабатывать больше.  Их требования часто не реалистичны – наличие  творческой,  хорошо оплачиваемой работы и при этом достаточная свобода действий. Столкновение  с реальностью приводит к разочарованию, а затем к кризису. Реклама навязывает завышенные стандарты потребления, призывает «быть звездой» или «стать миллионером». Отрезвляюще  в данной ситуации звучит вопрос: «Если все будут блистать, то на чьем фоне?». Декларирование через СМИ  необходимости раннего финансового успеха, который смещается  на  период от 18 до 23 лет, готовит почву для наступления кризиса 25-летних. 

Как любой кризис, кризис четверти жизни, ставит перед молодым человеком проблему, от которой он не может уйти и которую он не может разрешить в короткое время привычным способом. Кризис 25-летних наступает как осознание невозможности быстро решить проблему нового этапа взросления. Он  перемещает человека в маргинальное положение, в состояние «между небом и землей», которое Э. Йоманс  характеризует как «время вопросов, а не ответов на них».

В настоящее время ситуация начинает постепенно меняться: молодые люди  растут менее запрограммированными на высокие социальные стандарты, чаще задумываются  о  том, чтобы  быть уникальной личностью, искать свой собственный путь к успеху. Перед молодым человеком стоит непростая задача – среди огромного количества возможностей принять верное решение  и взять  ответственность за свою  жизнь.

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры
Для online-консультации вы можете обратиться к следующим специалистам
Этот сайт использует cookies
Понятно