Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Как научить ребенка уважению

4 июня 2012 698

Уважение к состоянию, потребностям и чувствам другого человека не возникает на пустом месте. Ему учат, прежде всего, в семье. Кто  хоть раз  сталкивался с  человеком, который не уважает чужих границ, знает,  как  трудно общаться с таким человеком.  Научить  ребенка уважению  – это  значит научить  его не  делать никому больно, всегда уважать  чужое «нет», не выходить за установленные рамки, радоваться независимости других. Если  ребенок  вырастает  неспособным уважать границы  других людей, ему придется  испытать боль.

Родители сами не должны допускать к себе пренебрежительного отношения. Если ребенок нарушает ваши личные границы или  установленные запреты, говорите «нет».

Пример  неуважительного отношения  к родительскому  «нет».

– Мама, я с друзьями иду играть в хоккей. Пока.

– Нет, сейчас ты не можешь идти гулять. Сначала надо сделать уроки.

– Ну, мама! Все ребята идут. Сделаю уроки вечером.

– Я понимаю, что тебе очень хочется пойти. Но мы ведь с тобой договорились: сначала уроки, потом улица.

– Ну  и что. Я же могу сделать уроки после ужина.

– Договор есть договор. Больше нам нечего обсуждать.

– Ты просто не хочешь  меня понять. Ты глупая. Большая и глупая!

Такая реакция ребенка является естественной,  если он с ограничениями сталкивается впервые. Агрессивное поведение детей в такой ситуации – это проверка родителей на прочность. Что нужно сделать, чтобы такое поведение не повторилось? Дж. Таунсед (Дети: границы, границы, 2010)  говорит о том, что родители должны сопереживать ребенку, исправлять его и соблюдать причинно-следственные связи.

Сопереживание и исправление может быть достигнуто следующей родительской реакцией:

«Насколько я понимаю, ты чем-то расстроен. Когда начнешь говорить со мной  в более уважительном тоне, я с удовольствием тебя выслушаю. А слушать того, кто называет меня глупой, я не собираюсь. Если ты чем-то недоволен, скажи мне это нормальным тоном».

Исправление следует за осознанием ребенком своей неправоты и извинением. Если ребенок не извинился и не захотел исправляться, дело необходимо доводить до последствий.

В различных ситуациях общения можно взять на вооружение следующие сочувствующие фразы:

– Понимаю, как сильно ты расстроен.

– Представляю, какое  разочарование испытываешь ты, когда  все идут в кино, а ты  вынужден оставаться дома.

– На душе становится  так  грустно,  когда вынужден пропускать то, на что уже настроился.

– Знаю, как тебе сейчас тяжело.

Последствия

«Я просила тебя не разговаривать со мной в таком тоне. Когда  ты так  разговариваешь, я не буду тебя слушать, потому что это обижает меня. Так что иди  к себе  в комнату, посиди там и подумай, как следует разговаривать с людьми».

Родители должны увязать последствия с нарушением установленного правила. Последствием становится прекращение общения с ребенком.  Не нужно оказывать на ребенка  давление, стыдить его. Достаточно просто уточнить, где  проходят  ваши личные  границы, почему их надо уважать  и каковы последствия для  ребенка, если он их нарушает. В приведенном примере мама дала сыну понять, что  его поведение обижает людей,  и оно лишает сына общения с ними. Не опускайтесь до ответной агрессии  и оскорбления и просто уходите от общения с ребенком. Если ему захочется грубить, то пусть это делает в одиночестве, грубит сам себе. Если желает чтобы его слушали, пусть учится уважать других и ведет себя тактично. Если родители начинают спорить с ребенком или осуждать его, то реальность перестает быть его проблемой. Проблемой становитесь вы.

Закон уважения других людей учит детей тому, что мир принадлежит не им одним. Через  уважение своих близких дети учатся уважать других людей – уважать их пространство и чувства, их взгляды и мнения, уважать их желания. Чье-то «нет» они выслушают без негодования. Это избавит их от многих жизненных проблем и позволит избежать разочарований.

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры