Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Компьютерная зависимость

27 января 2012 668

Каждый человек испытывает нормальную зависимость от жизненно  необходимых  объектов, таких как воздух, вода, еда. Потребности в общении, деятельности, в наслаждении  также являются необходимыми и постоянно возобновляемыми. Однако склонность к чрезмерной зависимости  вызывает проблемные симбиотические отношения, которые  в психологии получили название зависимого поведения. Человек может быть зависим от психоактивных веществ, алкоголя, пищи, секса, а также от игры. Зависимое поведение обнаруживает себя в непреодолимом, ненасыщаемом влечении, которое переживается как импульсивное и категоричное. Несмотря на то, что зависимое поведение  не обязательно приводит к заболеванию или смерти, оно закономерно вызывает  изменения в личности.

Уже в конце 80-х годов прошлого века в США начали говорить о компьютерной зависимости, как болезни, основными симптомами которой  являются навязчивое желание проверить электронную почту,  стремление играть в компьютерные игры, непреодолимое влечение к  общению  во всевозможных чатах и форумах, а также бесконечный поиск новой информации, но не ради нее самой, а ради  праздного любопытства.  Главная опасность заключается  в том, что личность утрачивает критический взгляд на свое желание, и не замечает, как обычное увлечение постепенно перерастает  в  патологическое   поведение.

За компьютерной  зависимостью стоит, как правило, бегство от реальности, проблемы с общением.  Последствием становится  утрата  свободы и контроля над своей жизнью: желания и  цели человека  подчинены объекту зависимости.  Если  речь идет о ребенке, то признаки зависимого поведения – это  приподнятое  настроение во время работы за компьютером,  постоянное нарастание времени, проводимом за ним, проблемы с учебой. Постепенно сужается  круг интересов, свертываются  другие виды деятельности  и  ребенка  интересует только то, что связано с компьютером. У взрослых  может возникнуть так называемая зависимость от «кибер-отношений».  На первом месте стоит общения в чатах, групповых играх,  отношения в реальной жизни заменятся  виртуальным общением.

Причины детской и подростковой компьютерной зависимости исследователи усматривают в сфере школьных достижений и  внутришкольных  отношений.  К факторам  риска возникновения компьютерной зависимости относят  неуспеваемость школьника,  конфликты с учителями, отвержение сверстниками. Необходимо помнить, что предложения и давление со стороны субкультуры компьютерных игр и субкультуры on-line общения также инициируют увлеченность компьютерными играми. Вовлеченность в виртуальную группу с принятием и разделением ее ценностей, языка, отличительных знаков способствует формированию компьютерной зависимости.

Исследователь компьютерной зависимости М.С Иванов  выделяет  четыре  стадии в ее формировании:

1) стадия легкой увлеченности (игра носит скорее ситуационный характер);

2) стадия увлеченности (появление новой потребности — игры в компьютерные игры);

3) стадия зависимости (может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной);

4) стадия привязанности (угасание игровой активности человека, сдвиг психологического содержания личности в целом в сторону нормы).  

Механизм формирования игровой зависимости основан на процессе компенсации негативных жизненных переживаний. Главным критерием  игровой зависимости  является  не столько время проведения за игрой, а сколько  неумение разделять игровую ситуацию и реальную жизнь (А.А. Максимов).  

Профилактика компьютерной зависимости у детей и подростков  связана с разнообразием форм досуга, сферы увлечений, созданием условий для самовыражения. В ситуации  бездеятельности, стресса или неудач подросток предпочитает  определенную форму приспособительной реакции (в данном случае компьютерную игру) и это приводит  сначала к психической, а затем и физической зависимости.

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры