Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

С чем у молодежи ассоциируется пожилой возраст?

11 января 2012 775

Интересными оказались спонтанно возникающие  ассоциации молодых людей на вопрос «С чем у вас ассоциируется пожилой возраст?». Обобщенный анализ этих ассоциаций представлен ниже.

Если рассматривать цветовую гамму, то это в основном желтый, серый, синий и коричневый цвета.

В отношении запаха – это запах лекарств, скошенной травы, хлеба и пряжи.

Пора года однозначна – осень, изредка «бабье лето». Время суток – вечер, ночь.

Явление природы – листопад, закат, тихо падающий снег, затяжной дождь.

С цветком сравнивают редко, а если такое сравнение встречается, то это в основном герань, азалия (цветок грусти), кактус, столетник. А вот с деревом или кустарником сравнивают чаще. Это дуб, ива, акация, какое-либо плодоносящее дерево.

Эмоциональное состояние: тоска, печаль, грусть, угнетение, «ни что не мило».

Модель поведения – брюзжание, постоянное вздыхание, причитания, походы в поликлинику.

Как мы видим, при всем стремлении молодых находить прелести в каждом возрастном этапе, стирать грани в отношениях поколений, примеряя это состояние к себе, молодые все же не так полны позитива и оптимизма. 

Возможно, такими переживаниями были обусловлены и ответы на вопрос о допустимости эвтаназии – нового способа медицинского решения проблемы смерти, добровольного ухода из жизни больного или пожилого человека с целью избежать страданий. 80% респондентов считают, что эвтаназия – должна быть как уважение человеческих прав на жизнь и смерть.

· «Право на жизнь – одно из важнейших прав человека любого возраста. Это право согласуется с правом не просто на жизнь, а на достойную жизнь, не отягощенную чрезмерными неприятностями и физически невыносимыми болями. А это в свою очередь допускает существование права и на «достойную смерть», особенно в те моменты, когда физическое существование становится невыносимым, переходит грань терпения и допустимого страдания».

· «У каждого человека есть право распоряжаться своей жизнью – выбирать профессию, супруга, место жительства, место работы и т.п. Это все примеры организации своей жизни, выстраивания линии жизни, реализации жизненного сценария. Смерть человека – это также часть его жизненного сценария, его завершения. И каким оно будет, я думаю, должно во многом зависеть и от самого человека. Поэтому, если обреченный болезнью на смерть человек хочет уйти от страданий, то близкие люди должны выполнить его волю».

20% студентов высказались относительно того, что эвтаназия – это приговор.

· «Смерть, как и рождение, не являются для человека областями свободы его волеизъявления и действий. Жить человеку даруется волей Божьей, по его же воле жизнь человека переходит на другую ступень по отношению к земной, «в другой формат». А раз не в воле человека был процесс его рождения, значит не в его воле и решать продолжать ему земную жизнь или умереть».

· «Думаю, что на современном этапе жизни общества вопрос об эвтаназии перерастает в вопрос о ценности человеческой жизни, как для самого человека, так и для общества. Начав с единичной добровольной эвтаназии, общество способно будет свободно перейти на принудительную, потому что исчезнет представление о святости и неприкосновенности человеческой жизни».

Таким образом, информация, полученная у молодого поколения, позволяет утверждать, что молодое поколение страшится возрастных изменений, не всегда до конца осознает суть и назначение их в жизни. Их ответы прямо и косвенно указывают на то, что в обществе, где высоко ценится энергия молодости, пожилому человеку трудно обратить на себя внимание и доказать свою полезность. И вместе с тем они единодушны в том, что такое возможно и необходимо. Прожив значительную часть жизни, пожилые люди должны ощущать, что пользуются особым престижем или почетом, как в своей семье, так и в обществе. Они должны любить и быть любимыми, они могут стать счастливыми и пронести это ощущение до конца своих дней. Как бы мы не старались избежать этого утверждения – пожилой человек – это модель для подражания молодому. Сами не осознавая этого, молодые копируют, и потом будут воспроизводить увиденную и зафиксированную модель поведения в своем пожилом возрасте. Именно поэтому, в наших силах уже теперь сделать эту модель достойной подрастающего поколения.

Самаль Елена Викторовна,

кандидат психологических наук