Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Мера в общении 

3 января 2012 1328

Общение - это естественная потребность человека, в общении происходит не только обмен информацией, но и взаимная оценка, взаимопонимание и взаимовлияние. Путем  наблюдения  каждый знает, что длительное непрерывное  общение способно привести к возрастанию напряжения между людьми. Отношения становятся конфликтными, не удовлетворительными, может наступить вынужденное охлаждение и потеря интереса к человеку, с которым много и долго общаешься. 

Это означает, что в общении существует определенная норма  времени, выход за пределы которой для многих людей приводит к двум негативным последствиям. Во-первых, утрачивается конструктивность в общении, теряется его смысл, глубина, эмоциональная насыщенность, новизна. Но более серьезным последствием является нарастание напряжения, которое приводит к конфликту. Психологи установили, что мера общения для каждых пар и групп людей сугубо индивидуальна.                    

Как учитывать закон пресыщения  общением в повседневной жизни и деловом общении?

Во-первых,  необходимо знать признаки  насыщения общением. К  ним относятся:

- возникновение часто беспричинного недовольства партнером, повышенная раздражительность;

- обидчивость, непонимание, появление претензий, излишней критичности (это в большей степени касается близких (в том числе дружеских)  отношений);

- «топтание на месте», паузы или словесная избыточность из-за неумения вовремя прервать контакт (деловое общение).

Уловив признаки насыщения общением, достигнув его определенного оптимума  необходимо вовремя  выйти из контакта для его последующего позитивного продолжения.   В противном случае, если это деловое общение, можно приобрести репутацию надоедливого собеседника. 

Чувство меры в общении  связано с общей психологической культурой личности, умением устанавливать эффективную  обратную связь.    

Исследования, посвященные деструктивным видам общения, показали, что серьезным коммуникативным барьером может быть беззастенчивость, которая мешает оптимальному общению (В.Н. Куницына, 1991).  Беззастенчивые  люди открыты и уверенны в себе, у них нет проблем с установлением контактов, но они часто эгоцентричны, высоко конфликтны. Легкость общения у этих  людей не связана  с такими  характеристиками как доверие, партнерство, самоуважение. Наоборот их излишняя общительность базируется  на низкой самодисциплине и низком самоконтроле. Высокая контактность беззастенчивых людей объясняется их истерическим настырным самораскрытием, желанием самоутвердиться за счет общения. Иными словами, за навязчивым контактом, отсутствием меры в общении стоит  авторитарная личность, с  низким самоконтролем и выраженным стремлением манипулировать другими  людьми. 

При общении с таким собеседником необходимо сохранять уверенность, доброжелательность, но при этом уметь устанавливать границы, в том числе  ограничивать время  контакта.

Если   партнер  возбужден и говорит без умолку, но при этом беседа носит доверительный характер, нет необходимости отвечать развернутыми высказываниями, достаточно поддерживать разговор короткими фразами, кивком головы. Такое эмпатическое слушание  быстрее  удовлетворит эмоциональную потребность собеседника в  поддержке, и  общение закончится  на позитивной ноте.  

Если это деловое общение, то его конструктивность зависит от того, насколько вы заранее  продумали предмет разговора и определились с целью общения. Путаница в голове, неопределенность задач может  привести к неудовлетворенности результатами общения,   в том числе и за счет потери времени. Невербальными признаками  готовности свернуть общение являются сокращение визуального контакта, напряженность жестов, направленность тела в  противоположную сторону.

Итак, иметь меру в общении не менее важно, чем быть красноречивым. Ведь коммуникативная культура включает уместность общительности, умение  соответствовать  цели, месту и времени общения, способность быть гибким не только в налаживании контактов, но в их своевременном сворачивании или  прекращении.

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры