24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Воспитание воспитателей

28 декабря 2011

Но большее всего проблем связано с воспитанием детей. Взрослый, определившийся со своей системой ценностей, на пути к совершенству может быть сбит с толку абсолютной несостоятельностью в воспитании собственных детей. По этому поводу один педагог  шутливо отмечал: "Когда у меня не было собственных детей, я с твердой уверенностью провозглашал педагогические истины. Когда появился первый ребенок, и пришлось свой воспитательный потенциал применять на деле, преподавательский энтузиазм заметно поубавился. Последующие дети заставили и вовсе отказаться от преподавания." Возможно, педагог немного преувеличивал, но реальный процесс воспитания детей существенно отличается от чтения лекций по педагогике.

Есть еще один  поучительный пример на эту тему. Специалист по детской  психологии много часов заливал бетоном дорожку к своему  дому. И вот, когда уже все было, наконец, залито и  разглажено,  на свежий  бетон вдруг влетел мяч, и за ним по бетонной  целине бесцеремонно протопали детские ноги. Отец выплеснул на своих  детей поток сердитых слов. Жена в шоке сказала: «Ты же детский психолог! Ты же должен любить детей!» Разгневанный  отец закричал «Я люблю  детей в кабинете, а не в цементе».

Ж.Ж. Руссо, написавший знаменитый трактат «Эмиль, или О воспитании» говорил о первичности «естественной природы ребенка», о том, что эта природа не требует специального руководства. Может быть, этим  объясняется тот факт, что в воспитании  собственных внебрачных детей он не принимал участия,  поместив их в приют.    

Можно  конечно, посмеяться над этими  историями, но, наверное, они в какой-то степени относятся к каждому из родителей. Не всегда мы способны отставить свои взрослые серьезные дела и  наслаждаться общением с детьми. Именно наслаждаться, а не исполнять  родительский долг.

Интересно отметить, что сама категория детства возникла не так давно. В средние века ребенок в социальном  и психологическом  отношении  сохранял  единство со взрослыми. Даже  внешне дети мало чем отличались  от них: у них была та же одежда, только  маленького  размера, они играли в такие же игры. Ни сексуальная  жизнь взрослых, ни смерть не были сокрыты от детского взгляда. Протестантские течения в христианстве  впервые изменили установку в отношении детей. Этот период и считается эпохой открытия детства: по мере упрочения  внутрисемейных отношений,  воспитание детей становится особой заботой  родителей.

Однако  вместе с этим  природа ребенка начинает рассматриваться как  склонная ко греху, и это  ведет  к возникновению всяческих ограничений, запретов и наказаний. Если раньше никто специально не занимался  воспитанием детей, а потому не наказывал  их,  то постепенно наступает время  педагогики наказаний  и муштры.  Как отмечает Л. Гуревич «открытие детства» сопровождалось утратой ребенком свободы.

Дальнейший период связан с развитием различных педагогических теорий и систем, а также психологических концепций воспитания,  наиболее известной из которых является   психоаналитическая концепция  воспитания.

Психоаналитики для эффективности процесса воспитания впервые выдвинули  принцип «воспитания воспитателей». Воспитатели должны пройти определенный путь самопознания, осознать свои нерешенные проблемы  детства, потребности, которые могут быть ошибочно реализованы в воспитании детей. Неразрешенные конфликты  души могут стать препятствием на пути воспитания  детей.  Психоаналитики  подчеркивали важность уделять  ребенку достаточное количество внимания, но оно  не должно быть избыточным.  Признавалась важная роль индивидуальных особенностей психики и конституции ребенка, установление с ним эмоционально-теплых и доверительных отношений.

Споры о воспитании не утихают до сих пор, каждая система предлагает свои «рецепты» хорошего воспитания. Но может, все-таки нам взрослым, стоит  сначала серьезно заняться собственным воспитанием?

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры
Этот сайт использует cookies
Понятно