Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Обратная связь в общении

31 октября 2011 1533

Но именно это позволяет самому перестраивать общение с другими людьми – быть более внимательными, чувствовать  ситуацию и того,  с кем общаемся. Если собеседник создает  безопасное пространство для выражения наших  взглядов и чувств, не критикует, не оценивает и  тем  более не упрекает «Как ты мог», нас  тянет общаться с таким человеком. В общении с ним мы можем раскрыться, не опасаясь насмешки или  презрительного молчания.

К. Роджерс принятие другого человека  рассматривал как источник его роста.   Под принятием  психолог  понимал теплое расположение к  другому  как к человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств. Это значит, что   другой нам нравится, мы уважаем его, и хотим, чтобы он чувствовал по-своему, а не так как мы. Полная свобода от  любой моральной  или диагностической оценки является важным  условием доверительного  общения.      

И, наоборот, в ситуации оценочности, общение вынужденно сворачивается, а иногда и вовсе прекращается или  выходит на другой уровень – менее доверительный, а значит более безопасный.  Иначе говоря,  потребность в принятии и понимании определяет нашу избирательность  в общении, на этой основе складываются  эмоциональные и дружеские связи.  Этим можно объяснить феномен падения авторитета родителей в подростковом возрасте и поиск сверстника, с  которым устанавливается  интимно-личностное общение. Невозможность обрести понимание с взрослым толкает подростка  на поиск общества, где тебя  примут, поймут, поддержат.      

Препятствия  на пути к установлению обратной связи  

Затрудненность в общении можно преодолеть, если проявить внимание  и  не побояться установить обратную связь. Обратная связь – это смелость  прояснить  для  себя – нравится ли общение с тобой  или нет, что может напрягать собеседника,  удовлетворен  ли он общением или нет.  Иногда можно просто спросить об этом. К  сожаленью, такое бывает  очень редко. Скорее это  атрибут  общения в подростковом и юношеском возрасте.

Часто  человек устанавливает обратную связь,  по  невербальным  сигналам собеседника, включая  его  жесты, предпочитаемую  дистанцию, интонацию голоса, направление взгляда. Искажать реальность могут наши чувства. Например,  испытывая симпатию к человеку,  можно  свое состояние  переносить на него и видеть то, что подкрепляет самооценку. Не зря классик сказал «Любовь слепа и  нас  лишает глаз. Не видим мы того, что видно ясно» (Шекспир).

Итак, стремление выдать желаемое за действительное - первая  помеха на пути установления эффективной обратной связи.

Во-вторых, это помещение себя в центр общения, желание не только выговорится, но самоутвердится любой ценой.  В любом  общении  лучше  избегать двух крайностей – только слушать и загадочно молчать  или наоборот говорить без умолку. Общение - это не монолог, здесь нужно соблюдать баланс говорения и слушания, это взаимные, вознаграждаемые и поэтому  помогающие отношения. Односторонне, монологичное общение  приносит разочарование, точно также  как  отсутствие  встречного движения к самораскрытию.

В-третьих, это стремление навязать свою точку зрения, подходить к  сильным переживаниям человека излишне рассудочно. Желание  оценить поведение другого человека заставляет его защищаться, а нам мешает   понять  его чувства.

Наконец, способность к правдивым (искренним) отношениям дает возможность  реально  оценивать  себя, и отношение других  людей к нам. 

Установление  эффективной обратной связи помогает нам корректировать свое поведение, соблюдать такт  и дистанцию, где это необходимо,  или наоборот побуждать   собеседника   к эмоциональной  близости и самораскрытию.

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры