Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Первый раз в первый класс: советы родителям

29 августа 2011 533

Особенности процесса адаптации

Процесс адаптации к школьной жизни всегда  является непростым. Особенно это касается детей шетилетного  возраста.  Что же происходит с ребенком, если он все-таки попадает в формализованную систему школьного обучения?

Большинство детей испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. У некоторых появляются вялость, плаксивость, нарушается сон и аппетит, другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми. Все они утомляются из-за перегрузок, которые испытывают в школе. В относительно благоприятных условиях обучения психологиче­ская напряженность обычно начинает уменьшаться через 1,5-2 меся­ца. В более жестких условиях она сохраняется, вызывая побочные эффекты как в психологическом, так и соматическом планах.

Причиной  школьной дезадаптации может стать недостаток информации о школе, а также негативные отзывы старших: «Вот погоди – пойдёшь в школу, там за тебя возьмутся»; «Там ты ещё наплачешься». Немалое значение имеет и «передача опыта» от более старших к младшим («о нелёгком житье в школе»), а также наглядные впечатления (вот отец буквально оттаскивает старшего брата или сестру от телевизора и усаживает, плачущего, учить уроки; а вот нетерпеливая мать раздражённо кричит и бьёт своего сына, который, с её точки зрения, не хочет понять простых вещей или измазал тетрадь (Г.В.Гатальская и А.В.Крыленко, «В школу радостью»).

Наблюдая такие картины, и слыша такие нелестные отзывы о школе при недостатке положительной информации об обучении, ребёнок соответственно испытывает страх и отрицательное отношение к школе. На  этой  почве у ребенка может проявиться    тревожность.

Причины  школьной тревожности

-противоречивые требования, предъявляемыми родителями и школой;

- неадекватные требования (чаще всего завышенные);

- негативные требования, которые унижают ребёнка, ставя его в зависимое положение.

В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступления в школу, в присутствии ребёнка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя. Озабоченность родителей передаётся и детям. Кроме того, родители нанимают ребёнку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и ещё не готовый к такому интенсивному обучению организм ребёнка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Советы родителям, чтобы поступление в школу стало для ребенка радостным событием и не превратилось позже в «школу психологических травм».  

- не стремитесь обязательно определить ребенка в гимназию,  престижную школу, если он к этому не готов (эмоциональное благополучие ребенка намного важнее; к тому же в обычной школе есть прекрасные учителя);

- самая лучшая начальная школа – это та, что ближе к дому (ребенок постепенно осваивает этот путь, он становится ему  близким и родным,  школьные  друзья становятся  дворовыми  друзьями);

- максимально используйте возможности для сотрудничества с учителем, поддерживайте его авторитет в глазах ребенка, доверяйте ему;

- не сравнивайте вашего ребенка ни с кем, не критикуйте, наблюдайте  за его  психологическим состоянием, в случае возникновения трудностей обращайтесь к учителю или психологу;

- не делайте из школы «пугало», любите ребенка не за оценки и школьные достижения;

- не требуете от ребенка много, чаще хвалите и поощряйте его, замечайте даже малейшие успехи;

- вместе с первоклассником составьте распорядок дня и следите за его соблюдением.

Помните, что поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его радости и  игры. Пусть школа для вашего ребенка станет школой доброты и подлинной образованности, школой развития чувств, научит  любить истину и верить в себя!

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры