24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Кризис юности

15 августа 2011

В юношеском возрасте формируются «новые», «свои», «собственные», «идеальные» взгляды на вещи, подход к жизни, система ценностей, по сравнению с которыми ценности реально существующих групп сильно проигрывают и кажутся несовершенными. В этом смысле  юность – время активного формирования мировоззрения. Юношеская «идеальная система» — это своеобразная индивидуальная комбинация личностных черт вполне реальных людей, это слепок многих других: друга-студента, любимого учителя, попутчика в поезде, героя любимого  фильма.

Юноше очень хочется открыть универсальную схему или опробовать универсальный метод. Так создаются собственные компьютерные программы, «конструкты» по психологии, философии, политике, формулы счастья и любви.

Важное место в жизни юноши и девушки  занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. «Юноша-подросток» способен вырабатывать или перенимать любые теории и мировоззрения, которые позволяют примирить его противоречия и создавать гармоничное целое. Иначе говоря, перед личностью, обретшей способность к обобщениям, встает задача объединить всё, что она знает о себе и своих близких (значимых других). Если все эти знания взаимно спрягаются, то молодой человек успешно справляется с психосоциальной идентификацией и у него возникает ощущение целостности, ощущение того кто он есть, где находится и куда идёт. Если же молодой человек   привязан к родителям, но образ отца не совпадает с образом героя-мужчины (или образ матери с образом привлекательной  женщины), если нет того стержня, на который можно нанизать все свои идентификации, то ребёнок находит убежище в отрицательной идентичности.

Этот процесс Эрик Эриксон назвал состоянием нескладывания Я-концепции.

«Ты учишь меня быть скромной женщиной, а сама не нашла счастья в жизни».

«Ты учишь меня работать, а сам не можешь заработать честным трудом».

«Вы требуете от меня правильного поведения дома и в школе, а сами изводите друг друга придирками».

«Вы знаете, какую профессию выбрать мне, а сами остались недовольны своим выбором».

В основе негативной идентичности лежит не сходство, а различие. Негативная идентификация — это следствие тяжёлого быта и конфликтных взаимоотношений в семье, это пощечина прозе жизни и протест против отсутствия романтики и духовности, это противоположность тому, чего бы хотели родители и взрослые, это выбор в пользу деструктивного после продолжительной и бессмысленной конструктивной работы. Негативная идентификация — это преодоление своей ущербности, незащищенности, неуверенности посредством эпатажа и распущенности, это застревание в состоянии оппозиции, разрушение способности к продуктивной работе, размывание чувства времени и нежелание строить планы на будущее. Негативная идентификация — это изживание фрагментарного представления о себе, это лучший способ собрать себя воедино (что-то представлять собой), когда нет четкого понимания «кто ты такой» и «какой среде принадлежишь», это маргинальное состояние души, которая пытается, но пока не может обрести себя (Короткий В.И., 2003).

Универсальным примером негативной идентичности могут послужить многие «молодёжные неформальные объединения», которые являются индикатором кризиса духовных ценностей.

Поведение юноши - это контраст горячего и холодного, разумного и иррационального, страстного и равнодушного, чувствительного и циничного. Это может настораживать  родителей, в то время когда им  надо принять  морализаторство и  категоричность оценок взрослеющего сына или дочери, противоречивость его (ее) слов  и поступков.

История юношеского развития — это история про блудного сына, который должен сначала ниспровергнуть авторитет старшего поколения, перенести одиночество, чтобы потом сознательно, через поиск истинных ценностей, вернуться в качестве взрослого.

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры
Этот сайт использует cookies
Понятно