24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Мудрым быть совсем-совсем не просто…

22 июля 2011

Согласно теории Эриксона, завершающая стадия развития человека, приходящаяся на период пожилого и старческого возраста, является психологическим конфликтом целостности против безысходности. По его мнению, пожилые люди размышляют о том, оправдала ли их жизнь ожидания молодости. Если человек, оглянувшись назад, чувствует удовлетворение от пройденного жизненного пути и считает, что сделал все возможное, ему удается обрести чувство личностной целостности. Те, кто, размышляя о прошлом, видят лишь длинную череду неверных решений, упущенных возможностей и неудач, чувствуют отчаяние.

Данный конфликт должен разрешиться достижением целостности, которая открывает дорогу к мудрости. Однако и некоторая доля отчаяния все равно сохраняется. Ведь за всю прожитую жизнь найдутся у каждого человека жизненные моменты или периоды, которые можно было прожить иначе, не упустить какие-то предоставляющиеся возможности, развить в себе новые способности. Развивающаяся мудрость помогает уравновесить данность жизни, прожитый ее отрезок и размышления о других ее вариантах. Кроме того, мудрость позволяет пожилому человеку сохранять достоинство и целостное «Я» перед лицом физического распада и даже неминуемой смерти.

В словарях мудрость трактуется как экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам. Это определение мудрости было выведено школой Пола Балтеса. Пол Балтес и его коллеги много лет посвятили изучению мудрости, и выделили пять ее основных свойств (Baltes et al., 1993). Во-первых, мудрость связана главным образом с решением важных и сложных вопросов. Часто эти вопросы касаются смысла жизни. Во-вторых, уровень знаний, суждений и советов, отражаемый в мудрости, исключительно высок. В-третьих, знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы, они могут применяться в жизненных ситуациях, в том числе и в особых ситуациях. В-четвертых, мудрость сочетает в себе ум и добродетель (характер) и используется как ради личного благополучия, так и для пользы человечества. В-пятых, хотя достичь мудрости нелегко, большинство людей распознает ее без труда (Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер, 2000).

В более поздних публикациях П. Балтес указал, что только 5 % пожилых людей были оценены им и его сотрудниками как мудрые, причем эти 5 % были равномерно распределены между различными периодами поздней зрелости и старости. Другими исследователями был отмечен еще один аспект мудрости — пожилые люди легче смиряются с неизбежным и более чем в молодости, предпочитают удовлетворительную жизнь иллюзорному счастью (Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб: Питер, 2002).

Наши отечественные ученые отмечают, что мудрость заключается в осмыслении и принятии прожитой жизни, принятии старости как важного этапа жизненного цикла. Отмечают, что мудрость предполагает не только сохранный интеллект, но и твердый характер: мудрый старец, давая совет по жизненно важным вопросам, способен взять на себя ответственность за это. Это связано с тем, что в старости возникает способность к обобщению чрезвычайно многостороннего, широко развертывающегося и все нарастающего опыта. Мудрость стариков связывают с богатым жизненным опытом, пожилые люди более сознательно смотрят на мир с высоты своего возраста, владеют сокровищницей профессиональных и личных переживаний.

Однако самое глубокое описание мудрости  дано в притче о завещании царя Давида, где она трактуется как единство справедливости, разумности, доброты, душевного покоя и бесстрашия. По завещанию царя Давида, справедлив тот человек, который свободен от власти чувств и поступает всегда так, как будто мир существует независимо от него («Мир существует, а Я не существую»); разумен тот человек, который понимает относительность своих знаний о мире и ищет истины не в мире, а в самом себе («Существую Я, а мир не существует»); добр тот человек, который не стремится к господству, а действует сообразно порядку, существующему в мире («Мир существует, и Я существую, Я растворяюсь в мире»); счастлив тот, кто знает, что желания человеческие ненасыщаемы, кто понимает, что содержит весь мир внутри себя — ему не может чего-либо не хватать («Мир существует, и Я существую, весь мир растворен во мне»); бесстрашен тот, кто познал цену и радости, и печали и не боится ни смерти, ни бессмертия.

 

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры
Этот сайт использует cookies
Понятно