24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

В защиту жизни: опыт профилактики ВИЧ-инфекции среди студенческой молодежи

11 июля 2011

В настоящее время накоплен большой положительный опыт работы в этом направлении. Обобщая свой опыт профилактики ВИЧ среди студентов Международного гуманитарного экономического института в рамках читаемого курса «Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании» (2005-2008 гг.), отметим необходимость учета психолого-возрастных особенностей студентов. Это позволяет  гибко  использовать в профилактике разнообразные методы и  формы  работы.  

Целью проводимой со студентами  профилактической работы  явилось актуализация собственной  позиции студентов по  вопросам  здорового образа жизни, безопасного поведения, формирование  ответственного  отношения к своему здоровью. Ставилась  такая важная задача как  повышение толерантности к  людям, живущим с ВИЧ-инфекцией.   

Студентам предоставлялась объективная информация о ВИЧ-инфекции, и это способствовало избавлению от ложных мифов, стереотипов и страхов, которые часто порождают негативное отношения  к людям с ВИЧ-позитивным  статусом.

В профилактической работе сочеталась подача новейшей статистической информации с обсуждением реальных примеров, взятых из публицистики, СМИ, пи этом обязательным условием была опора  на жизненный опыт самих студентов. На наш взгляд, обсуждение реальных ситуаций, подсказанных самой жизнью, позволяет сделать профилактическую работу услышанной и побудить молодого человека  действовать более    ответственно.

Профилактическая работа со студентами строилась с учетом возрастных и психологических особенностей. Так, студенты-первокурсники дневной формы обучения – это вчерашние школьники, молодые люди в возрасте 17-19 лет. Для них актуально звучали такие темы  как «Любовь и  доверие», «Настоящая любовь ждет», «Ранняя беременность и ее последствия», «Репродуктивное здоровье». Занятия  проводились  в виде дискуссий,  постановки моральных дилемм,  интерактивных игр.  В качестве методов работы предпочтение было отдано лекции-беседе, методам иллюстрации и демонстрации.

Профилактическая работа среди студентов заочной формы обучения также имела свою  специфику. Особым мотивирующим фактором выступал жизненный опыт студентов, их семейный статус.  Обсуждались  такие темы как «Любовь и секс», «СПИД и семья», «ВИЧ-положительная мама», «Половое воспитание детей», «Нравственные и  правовые аспекты ВИЧ-инфекции».            

В работе со студентами   была использована игра «Кому из ВИЧ-инфицированных стоит помочь». Игра разработана организацией  «АСЕТ» (Aids  Care Education Training – Спид, Забота, Образование). 

В игре представлена следующая ситуация: студент представляет себя врачом-ученым, разработавшим лекарство от СПИДа. Однако   ценная информация о лекарстве была уничтожена компьютерным  вирусом, осталось  последняя доза лекарства, которая может спасти  жизнь только одному из людей, зараженных ВИЧ. Среди них молодая девушка 18 лет, мужчина 50 лет, ребенок – полгода, молодой парень 25 лет, женщина 35 лет.

Игра имеет несколько этапов, на каждом из которых расширяется информация о ВИЧ-положительных людях.  На первом  этапе игре предоставляется  только  информации о поле и возрасте людей, живущих с ВИЧ.  На втором этапе дается информация о том, как они заразились. На  последующих этапах рассматривается  их род деятельности, образ жизни, который изменился после инфицирования. В каждой студенческой аудитории на первом этапе большинство студентов говорили о необходимости спасти  жизни младенца. Обоснования были  следующие «ребенок ни в чем не виноват», «он сам не может себя никак  защитить», «он только начинает жить». Однако при последней подаче информации  выясняется, что мужчин - это врач, один из разработчиков  лекарства и с его помощью есть возможность воссоздать лекарство и спасти тысячи жизней. В данном случае  студенты отдают предпочтение врачу.  Иными  словами побеждает рациональный подход к ситуации.

Представим результаты данной игры на примере выборки из 38 студентов (дневная форма обучения,  возраст студентов  от 18 до 20 лет). Ниже представлена  динамика в позиции студентов: кому из ВИЧ-инфицированных стоит помочь.

На первом этапе                                               На  заключительном  этапе

Девушка 18 лет –      1 человек  (3%)                 1 человек (3%)

Мужчина 50 лет -      нет выбора                       22  человека (58%)

Ребенок - полгода  -  30 человек  (79%)            8 человек  (21%)

Парень 25 лет          3 человека (8%)                4 человека (10%)

Женщина 35 лет    -  4 человека (10%)              3 человека (8%)

 

Таким образом, основная  борьба мнений идет вокруг спасения жизни мужчины и ребенка после того, как  поступает о них  последняя  информация. 58%  студентов отдает предпочтение спасению жизни мужчине. Шансы ребенка значительно уменьшаются - 21% студентов по-прежнему считают, что нужно спасти его.

Несмотря на свой гипотетический характер, ситуация представленная в игре, вызывает  желание открыто заявить о своей позиции, где-то очень эмоционально, а где-то – только рационально обосновать ее. В любом случае этот метод позволяет стимулировать нравственный поиск  студентов, формирует толерантность к людям, живущим с ВИЧ, способность  избегать поспешных  суждений.   

Итак, профилактическая работа с молодежью должна строиться с учетом их возраста и психологических особенностей, сочетать предоставление статистической и медицинской  информации с постановкой моральных дилемм. Главным условием  при  обсуждении данных тем   должна оставаться   свобода выбора.      

Ольшевская Элеонора,

Преподаватель психологии,

кандидат психологических наук

Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie. Подробнее о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться в нашей Политике обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie