Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Обреченность на одиночество

14 июля 2011 670

Одиночество как психическое состояние, имеющее ярко выраженную негативную окраску, известно человечеству, по крайней мере, с античных времен. Платон и Аристотель определяли одиночество как зло, избавление от которого видели в наслаждении благом дружбы и любви. В истории осмысление и объяснение проблемы одиночества достаточно многообразно: от преклонения перед ним на Древнем Востоке до неприятия в Древней Греции, от осознания необходимости одиночества для самопознания человека, его творческого развития до понимания его как проклятья человечества.

По мнению исследователей (Г.С. Абрамова, И.Г. Малкина-Пых, Л.Э. Пепло, Д. Рисмен, К. Хорни и др.), ощущение одиночества связано чаще всего с потерей социальных связей, или трудностью приобретением новых социальных связей взамен утраченных по какой-либо причине, и проявляется на разных возрастных этапах по-разному.

Пожилые люди нехотя смиряются с наступающей старостью, вместо того чтобы принимать ее как новый и неповторимый этап жизни. Выход на пенсию, прекращение активной профессиональной деятельности влекут за собой сужение круга общения пожилого человека. Постепенно дающая о себе знать физическая слабость и быстрее обычного появляющаяся усталость влекут за собой комплекс психологических изменений: часто возникающие негативные мысли, потеря ценностных приоритетов, отсутствие мотивации достижений. На предыдущих этапах жизнь обычно приносила все новые и новые радости и блага – увеличение дохода, власть, любовные приключения, а в пожилом возрасте человека ожидают главным образом потери. Вместо вступления в новые общественные группы пожилые люди становятся все более одинокими – их дети уезжают, друзья умирают, вечером им страшно выйти из дома. Иными словами, одиночество подкрадывается незаметно, но «закрепляется» основательно.

Среди современных типологий одиночества наиболее интересной нам представляется типология Вейса. Им выделено два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности (Лабиринты одиночества / Общ. ред. и предисл. Покровский Н.Е. – М., 1989).

Если «примерить» эти типы одиночества к пожилым людям, то мы можем заметить, что как эмоциональное, так и социальное одиночество имеет место появиться и проявиться в жизни пожилого человека. Потеря супруга или супруги, утрата друзей и близких влекут за собой депривацию интимной привязанности, с одной стороны, с другой – способствуют социальной маргинальности наряду с изменением роли и статуса пожилого человека в обществе. Таким образом, приближаясь к старости, человек невольно оказывается на грани одиночества, от погружения в которое его может спасти только внутренняя волевая установка – не замыкаться «в четырех стенах», чаще бывать на людях, говорить о своих проблемах, слушать их проблемы, принимать от других помощь и самому ее оказывать нуждающимся, быть благодарными окружающим и принимать благодарность от других.

Стремление к людям, к общению и взаимопомощи рождает жажду жизни, наслаждение каждым ее мгновением, ощущение нужности и полезности, уверенности в не зря прожитой жизни. Не секрет, что в пожилом возрасте, человек, независимо от пола, чаще слышит слова благодарности и восхищения далеко не от близких и родственников, тем более от своих детей и внуков, а от просто знакомых или своих же сверстников. А ведь хотелось бы немного иначе…

 

Самаль Елена Викторовна,

кандидат психологических наук

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры