Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Как преодолеть застенчивость?

6 июля 2011 676

Застенчивость – состояние стеснения в присутствии других людей. Застенчивый значит стыдливо-робкий, смущающийся.

“Быть застенчивым” значит быть ребенком, с которым трудно общаться из-за  его осторожности, робости и недоверчивости, необщительности и склонности к уединению.

Формы проявления застенчивости

Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь ребенка. Условно можно выделить три группы детей по степени выраженности у них застенчивости:

1.      Дети, которые предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей. Это преимущественно дети,  для которых общение с другими людьми менее предпочтительно, чем уединение.

2.      Дети, которые чувствуют страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенным типом людей. Их замешательство настолько сильно, что нарушает их поведение и жизнь в целом. Такие дети в замешательстве легко теряются, смущаются. Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости. Основная проблема таких детей –  отсутствие навыков человеческих взаимоотношений и недостаточная уверенность в себе. Это самая многочисленная группа детей.

3.      Дети, чей страх перед людьми не знает границ, -- хронически застенчивые. Они испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что-то публично, и столь беспомощны в этом своем состоянии, что единственный выход для них – убежать и спрятаться. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза.

 Причины застенчивости

1.      Предрасположенность к застенчивости детей с чувствительной, возбудимой нервной системой.

2.      Несформированность у ребенка навыков эффективного общения с другими людьми.

3.      Особые условия воспитания и личность родителей. Если хотя бы один из родителей застенчив, вероятность того,  что и ребенок будет застенчив, возрастает.

4.      Навешивание ребенку ярлыка застенчивости.

5.      Очередность рождения ребенка в семье: среди первенцев больше застенчивых.

6.      Преждевременное психологическое обособление ребенка от матери, ведущее к возникновению у ребенка страха перед неопределенностью жизненных ситуаций. Такого рода страх – отличительная черта глубоко застенчивых.

Как предупредить и преодолеть застенчивость

1. Воспитывайте в ребенке чувство собственной значимости, адекватную самооценку.

·  Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны: если человек застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой, там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости. Ребенок с низкой самооценкой выглядит потерянным. Он более пассивен, внушаем, менее популярен и чрезмерно чувствителен к критике. Дети с низкой самооценкой более невротичны, чем дети с высокой самооценкой. Дошкольники, как правило, оценивают себя так, как их оценивают родители.

2. Формируйте у ребенка ощущение уверенности в себе.

·  Постарайтесь создать для ребенка атмосферу защищенности, поддержки и любви.

·  Уверенность вырабатывается за счет успешного выполнения трудных задач. Начать можно с малых дел, постепенно поднимая планку.

·  Действия ребенка могут подлежать любой оценке, но не позволяйте себе критиковать личность ребенка, приписывая ему отрицательные черты – “глупый”, “неспособный”, “невезучий”, “неисправимый”, “уродливый” и т.д.

·  Не стремитесь к тому, чтобы ребенок чувствовал себя зависимым от вас, хотя это и позволяет легче им управлять.

·  Как можно раньше приучайте ребенка к ответственности за свои поступки.

·  Учите ребенка идти на разумный риск и переносить поражение. Позволяйте ему делать ошибки. Застенчивые дети избегают что-либо делать, так как боятся потерпеть неудачу.

·  Помогите ребенку стать интересным. Следует развить хотя бы одну такую черту, которая была бы положительно оценена окружающими.

·  Не забывайте хвалить ребенка за успехи.

·  Научите ребенка расслабляться – верное средство раскрыть свои потенциальные возможности и избежать неприятных переживаний.

·  Не следует до отказа наполнять жизнь ребенка спланированной полезной деятельностью. Научите его чувствовать себя комфортно наедине с самим собой.

3. Развивайте в ребенке навыки социального поведения.

·  Стимулируйте активность ребенка, так как бездействие, пассивность – характерная особенность застенчивых.

·  Не допускайте социальной изоляции и игнорирования своего ребенка.

·  Разрабатывайте с ребенком сценарии действий и репетируйте его роль. Приняв роль, даже глубоко застенчивые дети начинаю вести себя иначе.

·  Старайтесь изменять поведение ребенка, а не его личность.

·  Одежда и прическа ребенка не должны быть предметом его переживаний.

·  Заботьтесь об уровне информированности вашего ребенка. Чтобы завести разговор и иметь, что сказать, нужно достаточно знать.

·  Обучайте ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства.

·  Нейтрализуйте тревогу и стресс.

 Литература:

1. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., Педагогика, 1991.

Райченко О.С. психолог

УЗ «ГКДПНД»

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры