Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Эмоциональная близость в отношениях с подростком

5 июля 2011 740

По данным исследователей (А.А. Кроник, Е.А. Кроник, 1989) отношения родителей к детям характеризуются возрастанием переживания психологической близости. В свою очередь, отношение детей к родителям не содержит тенденции к увеличению близости. Напротив, период с 12-13 лет до 22 лет отличается переживанием большей отдаленности от родителей. Этот период отличается и более дифференцированным отношением к отцу и матери: если до 7-8-летнего возраста разность в психологической близости к  родителям не превышает 5 баллов, то в 16 лет  она достигает 20 баллов.

Периодами наибольшего отдаления от родителей являются 13 и 16-19 лет.

В 13 лет трудности возникают в отношениях с матерью. Это период наибольшей конфликтности в отношениях с ней. Подросток демонстративно отказывается от таких форм поведения, которые представляются ему детскими, появляются первые признаки «ценностного» конфликта. Девочки в возрасте 13-14 лет считают, что родители сверхтребовательны и эмоционально-холодны по отношению к ним. Они оценивают воспитание своих родителей как непоследовательное: резкая смена стиля воспитания от очень строгого к либеральному и, наоборот, от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению (О.Г. Емельянова, 2010).

В 16 лет происходит отдаление от отца. Особенностью старшего подросткового возраста является острое переживание своего внутреннего мира, который подросток стремится бережно защитить от других. Подросток характеризуется ориентацией на сверстников, а не на семью, повышается ценность группового общения. Девочки в возрасте 15-16 лет оценивают отношения со своими родителями как более теплые и дружеские, по сравнению с девочками в 13-14 лет.

В 19 лет наблюдается минимум близости с матерью. В целом, взрослеющие дети ближе к родителям, чем родители к детям.

Родители постепенно утрачивают власть над взрослеющим сыном или дочерью,  иногда для них это очень болезненно. Тот момент, когда родитель внезапно осознает: «Мой ребенок – уже не ребенок», может стать прекраснейшим часом: отпустить, в то время как хочется удержать, что требует величайшего великодушия и любви. Только родители способны на такое мучительное величие.

В то же время,  сохранение  эмоциональной  близости с подростком просто необходимо и возможно.

Как сохранить эмоциональную близость с подростком?

Принять неизбежное, а именно непоследовательность и непредсказуемость поведения ребенка; допустить его конфликтность и агрессивность как естественный  путь  взросления.       

В отношениях с подростками нельзя быть банальным, циничным, или навязчивым, снисходительно показывая, что их переживания очень тривиальны (нет ничего мучительнее для подростка, чем осознание, что он такой как все, для него невыносимо быть «прозрачным», простым, в то время как он испытывает сложные, таинственные и непостижимые чувства).

Родители должны очень тонко чувствовать, когда подростку нужно понимание, внимание, а когда его необходимо оставить  наедине со своими  переживаниями.  

Недопустимы оскорбительные эпитеты, обращенные к личности подростка, (типа какой ты «тупой», «неуклюжий» или «уродливый», это врезается в его тело, душу и он отвечает обидой, злостью, а затем  испытывает вину и  ожидает наказания).

Самым опасным по своим  последствиям является постоянная критика подростка (даже если родители на 100% правы). Личность, которую критикуют, подобна хирургу на операции. Она всегда в напряжении, и любой момент может оказаться роковым. Хирургия требует тщательной подготовки как врача, так и пациента. Врач должен быть мягким и спокойным, а пациент – желающим излечиться и готовым к операции (Х. Жинот, 1997).

Структура взрослой личности требует длительного времени для своего формирования, поэтому будьте бережны к внутреннему миру взрослеющего человека,  проявляйте терпение, а главное – любите своих детей!  

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры