Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Оценка и профилактика офтальмологического здоровья школьников

24 июня 2011 487

Слабое зрение серьезно отражается и на психическом развитии ребенка, который чувствует себя в известной степени неполноценны. По этой причине у таких детей нередко возникают определенные трудности во время учебы, игр, занятий спортом, снижается успеваемость в школе и возникают сложные психологические проблемы профессиональной ориентации подростков. В то же время своевременная современная диагностика нарушений зрения и профилактика дают возможность в определенной мере корригировать выявленные отклонения.

Для улучшения доступности детского населения на современные офтальмологические исследования с 2000 год на базе 3-ей детской поликлиники г.Минска открыт Межрайонный детский диагностический офтальмологический кабинет, обслуживающий детей по направлениям офтальмологов из 13 поликлиник города. Кабинет оснащен новейшей диагностической аппаратурой, позволяющей на ранних этапах провести современный клинический скрининг зрения ребенка, точно установить аномалии рефракции, своевременно провести необходимую коррекцию, оценить ее эффективность и развитие зрительных функций в динамике.

Основной выявляемый контингент патологии зрения – дети перед началом школьного обучения. Так, по материалам собственных проводимых исследований выявлено, что с нормальным зрением приступают к занятиям лишь 80% дошкольников. Каждый пятый ребенок к началу школьного обучения имеет аномалии рефракции, причем у 4-5% - известные и корригируемые ранее, у большинства же из этой группы (15-16%) – диагностируемые впервые, что нередко приводит к запоздалой коррекции, формированию амблиопии и утрате бинокулярного зрения.

Ведущая патология у детей школьного возраста – близорукость различных степеней. Довольно часто она имеет семейно-наследственную предрасположенность, где один или оба родителя, а нередко и старшие дети имеют низкое зрение. Подавляющее большинство детей их таких семей в дошкольном возрасте имеют 100% зрение и не обнаруживают никакой предрасположенности ни по функциональным исследованиям, ни по строению глазного дна. Однако, уже на этапе начальной школы, спустя всего лишь 1-2 года обучения у них достаточно часто выявляется стойкий спазм аккомодации, быстро переходящий в прогрессирующие формы близорукости.

В связи с этим одним из приоритетных направлений в работе детского офтальмолога является контроль за сохранностью зрительных функций ребенка за период школьного обучения. Актуальность этой проблемы остро встает в связи с постоянно возрастающей учебной нагрузкой, как в начальных классах, так и в общеобразовательной школе, с усложненными требованиями многочисленных гимназий, лицеев и специализированных школ. В первую очередь эта нагрузка, зачастую превышая возрастные физиологические возможности ребенка, вызывает снижение резервов аккомодации, симптомы зрительного утомления, и, как следствие, развитие школьной близорукости. Поэтому особое внимание приобретает вопрос активной профилактики снижения зрения школьников.

Концепция основы профилактики должна соблюдаться и контролироваться в каждом классе. Офтальмологам совместно с педиатрами необходимо своевременно и полно информировать родителей и педагогов о наличии детей с патологией органа зрения, а также предрасположенностью к ней с целью формирования рационального режима учебной нагрузки и гигиены зрения.

Особое внимание следует уделить правильной рассадке учеников с учетом остроты зрения (с коррекцией в очках!), роста, наличия косоглазия или нарушения осанки. К сожалению, очень часто, из-за низкой культуры зрения, отсутствия правильных врачебных рекомендаций, а иногда и по негативной настроенности родителей, ребята отказываются носить корригирующие очки или носят их непостоянно, при этом требуя рассадку на первых партах. В данных ситуациях педагогу должны быть четко обозначены рекомендации не только касательно ряда и парты, но и режима ношения очковой коррекции, при несоблюдении которого должны быть информированы родители школьника.

Освещение рабочего места, как в школе, так и дома должно быть обязательно достаточным в течение всего учебного дня. Следует учесть при рассадке, что возможно в классе имеются дети, пишущие левой рукой, при этом тень от руки не должна закрывать рабочую зону при письме.

Ребенку необходимо часто напомнить о правильности посадки за столом с сохранением ровной осанки, длительно и терпеливо воспитывать этот навык. Высота школьной мебели – столов и стульев – должна быть обязательно адаптирована в соответствии с ростом детей.

Необходимо обратить внимание педагогов, чтобы текст, рисунок, наглядные пособия, которыми пользуется ребенок, записи на доске были контрастны с фоном. В этом смысле далеко не безразлично качество бумаги, используемой для письма. Чернила ручки, которыми пишет ребенок, должны быть темно-синими или фиолетовыми. Шрифт книг должен быть четким, с определенным просветом между буквами и строками, четко стандартизирован для начальных и младших классов. Это должно учитываться при создании букварей, учебников и другой литературы для детей. Строго говоря, зрительная нагрузка школьников на близком расстоянии должна быть по возможности минимальной, с четкими периодами отдыха и пауз при работе. Необходимо четко по возрасту регламентировать длительность уроков информатики и персонального общения школьника с компьютером, учитывать расстояние до рабочего монитора, при этом длительность работы не должна превышать для дошкольников – 10-15 минут, младших школьников – 20 минут, учащихся средних классов – до 40 минут, а старшеклассников – максимально до 1 часа обязательно с перерывом.

Не следует забывать о зарядке и зрительной гимнастике на уроках, физкультминутках.

При разработке учебного расписания не допускается сокращение перемен между уроками менее 10-15 минут, с обязательным включением в середине дня большой перемены для подвижных игр на свежем воздухе. Считается не всегда обоснованным освобождение детей со сниженным зрением от уроков физкультуры, перевод их в подготовительные группы. Школьникам, а особенно с наличием близорукости, необходимо стремиться уравновесить зрительную нагрузку двигательной активностью, рекомендовать езду на велосипеде, регулярные занятия плаванием, теннисом, все игры с мячом. Они помогут развить координацию движений, мышечное равновесие глазодвигательного аппарата, пространственное глубинное зрение, снимут спазм аккомодации и укрепят глазные мышцы, улучшат кровоснабжение глазного яблока и работоспособность.

Гигиена зрения неразрывно связана с чистотой воздуха. Загрязненный пыльный воздух вызывает зуд век, сухость слизистой глаз, ее воспаление, слезотечение. Не следует забывать о достаточной вентиляции и частом проветривании учебных помещений.

Не забывайте о детском травматизме. Требуйте от детей осторожного обращения с острыми и режущими предметами, а также химическими веществами.

Достаточно активная работа по профилактике школьной близорукости в свою очередь проводится офтальмологами поликлиники. Школьникам с выявленным снижением зрения в 2 смены предлагается широкий спектр лечебно-профилактических мероприятий, включая возможности физиолечения, ортоптических индивидуальных занятий в кабинете охраны зрения.

Только совместными активными усилиями всех заинтересованных сторон – родителей, педагогов, офтальмологов, а также сознательным отношением к своему зрению самих школьников – вопросы профилактики ранней патологии зрения, развития школьной близорукости будут иметь конкретное функциональное значение. При этом офтальмологическое здоровье наших детей позволит им максимально расширить свой творческий потенциал и профессиональную ориентацию.

Врач-офтальмолог М.В. Сухорукова

УЗ "3-я ГДКП"

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры