Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Эмоциональное выгорание и профсреда

22 июня 2011 646

Кроме личностных (внутренних) факторов выгорания выделяют группу организационных (внешних) факторов эмоционального выгорания (В.В.Бойко). Они  включает в себя социально-психологические условия и содержание работы. К ним относятся:

Хроническая напряженная психоэмоциональная  деятельность.

Такая деятельность связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и интерпретировать информацию, быстро принимать решения. 

Дестабилизирующая организация деятельности.

Нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие «бюрократического шума» – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность. При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, студенте, пациенте и т. д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон.

Повышенная ответственность за исполняемые функции.

Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие их деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т. д. Плата за это – нервное перенапряжение.

Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.

Такая атмосфера определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель – подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега – коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии эмоциональных ресурсов. Рано или поздно человек будет склоняться к тактике «эмоционального выгорания»: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.

Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.

В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который «портит нервы» или «доводит до белого каления». Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя: «не следует обращать внимание...». Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению.

Профилактика эмоционального выгорания должна включать в себя снижение воздействия таких стресс-факторов как: конфликты в коллективе, перегрузки, специфика  профессиональной деятельности, отношения с руководством  (Е.С. Асмаковец).  Если руководство не проводит профилактической работы, человеку самому приходиться справляться с проявлениями выгорания. Это может быть достигнуто овладением методами саморегуляции или  управления эмоциями и поведением. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и другие.

Ольшевская Элеонора,

психолог, кандидат психологических наук

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры