24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Старость не радость, а выбор

19 июня 2011

Отношение к собственному старению – активный элемент психической жизни пожилого человека. В оформлении этого чувства определяющими считаются моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощущений физического нездоровья. Вместе с тем, психическое старение – это и социальное явление, поскольку пожилому человеку важно определить свое место в обществе на данном этапе своего возрастного развития, адаптироваться к новой роли в нем.

Д.Б. Брамлей рассматривает человеческую жизнь как совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. Цикл старения состоит, по его мнению, из трёх стадий:

1) «удаления от дел» («отставка», 65–70 лет);

2) старости (70 и более лет); 

3) дряхлости, болезненной старости и смерти (максимум – около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы).

Старость, по мнению ученого, характеризуется полной незанятостью, отсутствием каких-либо ролей, кроме семейных, растущей социальной изоляцией, постепенным сокращением круга близких людей, особенно из среды сверстников, физической и умственной недостаточностью. Однако, в старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям.

В связи с этим в типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков:

1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости и дряхлости;

2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходит через внешние влияния и путём наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдения за выросшей молодёжью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких и друзей, новшества в области техники и социальной жизни, изменение положения в семье);

3) интровертированный тип старика, остро переживающий процесс старения: появляются тупость по отношению к новым интересам, оживление воспоминаний о прошлом – реминисценций, интерес к вопросам метафизики, малоподвижность, ослабление эмоций, ослабление сексуальных моментов, стремление к покою.

Р. Бромлей также выделял несколько типов приспособления в старости. Если у человека наблюдается конструктивная установка, он  внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен внешними контактами с окружающими, критичен по отношению к самому себе, но полон юмора и терпимости в отношениях других. Принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру. Оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление. Жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

Установка зависимости присуща инвалидам, проявляющим пассивность и зависимость от других. Люди этой категории не имеют высоких жизненных устремлений и легко оставляют профессию. Семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и страхов.

У людей самодостаточных, обладающих «психологической броней», чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью проявляется защитная установка. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиленной внешней деятельностью.

Установка враждебности присуща «разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению. Они нереалистичны в своем восприятии старости, не могут смириться с возрастными издержками, бунтуют против смерти, страшатся ее.

У лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях формируется установка враждебности, направленная на самого себя. Они не восстают против своей старости, пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и жалости к себе. Смерть рассматривается как освобождение от страданий.

В целом мы можем говорить о двух ярко выраженных стратегиях принятия старости – конструктивной и деструктивной. Конструктивная стратегия выражается в сохранении структуры смысла жизни, пожилым человеком рассматривается возможность дальнейшего прогрессивного развития собственной личности. Деструктивная стратегия проявляется в распадающейся структуре смысла жизни. Она направлена на «выживание» пожилого человека как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Возможность развития при такой стратегии ограниченна. 

Самаль Елена Викторовна,

кандидат психологических наук

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры
Этот сайт использует cookies
Понятно