Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Личность отца

18 июня 2011 644

Выбор - становиться отцом или нет - появился у мужчины в результате разделения сексуальности и репродуктивности. С этого момента мужчина начинает осмысливать свое отношение к ребенку, к себе как к отцу, значение и смысл своего отцовства.

Рассмотрим мотивацию отцовства  или то, как сами мужчины относятся к своему отцовству.

Экономические мотивы: благодаря рождению ребенка мужчина достигает каких-то материальных выгод для себя или своей семьи, повышает свой экономический статус. Рождение ребенка становится экономически выгодным и не всегда при этом сопровождается внутренней, адекватной содержанию родительства мотивацией.

Социальные мотивы: желание иметь детей возникает как реакция на социальные нормы и требования социума. Это подтверждение своей полноценности как члена общества и отстаивание перед окружающими своей маскулинности и репродуктивной способности. Еще один из мотивов — нормативные предписания и социальные стереотипы: «Я хочу иметь ребенка, потому что так принято», «Каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына».

Психологические мотивы: через рождение детей достигаются личностные, внутренние цели личности мужчины, желание самореализоваться в ребенке.

Выделяют еще ряд мотивов у мужчин, направленных на общение с детьми (учителей, тренеров, воспитателей). Какие-то из этих мотивов могут побуждать и к отцовству:

- мужчина сознательно или бессознательно ищет и находит у детей недостающую ему эмоциональную привязанность;

- удовлетворение властных амбиций и потребностей;

- удовольствие от самого процесса общения с детьми;

- инфантильность самого мужчины, который в обществе детей и подростков чувствует себя увереннее и комфортнее, чем в обществе своих сверстников.

В исследовании мотивации отцовства Т.В. Архиреевой и Е.В. Полевой (2006) было выявлено три типа мотивации отцовства.

Первый тип мотивации характеризуется отношением к отцовству как к способу решения личностных и семейных проблем. Сюда вошли такие мотивы, как «безотчетное желание иметь ребенка», «подходящий возраст», «благоприятное материальное положение», «желание увеличить семью», «понимание того, что дети укрепляют семью», «желание жены иметь детей». На взгляд исследователей, данные мотивировки можно интерпретировать как недостаточно зрелые, но предполагаю­щие возможность дальнейшего развития. Их незрелость состоит в том, что ребенок пока не является для отца самостоятельной ценностью и предметом удовлетворения потребности в родительстве.

Второй тип мотивации характеризуется «вынужденной» необходимостью. По сути, здесь отсутствует вообще какая-либо мотивация к отцовству, т.к. ребенок появляется «случайно», не запланированно. Мужчина при этом относится к своему отцовству как вынужденному обстоятельству.

Третий тип мотивации связан с ценностным отношением мужчины к ребенку, включающим такие мотивы, как «любовь к детям», «желание иметь ребенка от любимого человека», «понимание того, что ребенок является продолжателем рода». Подобный тип мотивации означает сознательное отношение мужчины к своему родительству, которое является не средством удовлетворения каких-то дополнительных потребностей, а самостоятельной целью. Авторы называют это «мотивацией ценностью ребенка».

Таким образом, желание не просто стать, а быть отцом связано с системой ценностей мужчины, степенью его зрелости для исполнения не только функциональной,  но и   эмоциональной роли  отца.
За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры