Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Узелок на память

10 июня 2011 655

Давайте вспомним, как часто мы видели у своих бабушек «узелки на память» на платочках, свидетельствующие о важности того, что нельзя забыть сделать или сказать. А как часто мы видим у молодых и зрелых людей «крестики» на тыльной стороне ладони, поставленные с этой же целью? Кто-то поступает более цивилизованно, записывая важные дела в ежедневник, таким образом, структурируя свой рабочий график и свою жизнь. Но все это проявления одного и того же – контроля над собственной памятью, которая зачастую подводит в силу разных обстоятельств. И если ты еще молод и полон сил, то объяснишь это усталостью, стрессами и напряженностью на работе, чрезмерными домашними заботами и хлопотами, постоянно одолевающими мыслями о нестабильности жизни. Но если тебе уже за 60, а то и за 50, невольно прорывается – «старею». Неужели годы так пагубно действуют на нашу память?

Зарубежные исследования памяти показали, что связанное со старением ухудшение памяти не является настолько общим и настолько серьезным, как считалось ранее (Perlmutter, Adams, Barry, Kaplan, Person & Verdonik, 1987). Многие проблемы с памятью, от которых страдают пожилые люди, нельзя считать неизбежными последствиями старения. Они в большей степени обусловлены другими факторами, такими, как депрессия, прекращение активной деятельности или побочное действие лекарственных препаратов.

Однако все же происходят определенные изменения, например, у пожилых людей наблюдается уменьшение скорости обработки информации и скорости механического запоминания, и как следствие – это снижение скорости выполнения физических и умственных операций (Birren et al., 1980). Некоторые исследователи объясняют данное явление отчасти тем, что медлительность может быть вызвана изменениями личностных характеристик человека. Ведь известно, что пожилые люди больше, чем молодые, ценят точность. А точность – это не только «вежливость королей», но и большие гарантии насладиться достигнутым.

Особый акцент в исследованиях был сделан на том, что пожилые люди склонны проявлять большую избирательность в отношении того, что хранить в памяти. То, что важно, существенно и может быть в определенный момент полезно, лучше запоминается и хранится в памяти. В связи с этим в экспериментах на запоминание бессмысленных слов и слогов результаты у пожилых людей невысоки, но в пересказе смысла разбитого на параграфы текста пожилые люди демонстрируют весьма высокие результаты (Meyer, 1987). Так же, в исследовании Labouvi-Vief (1982) было обнаружено, что люди, достигшие 60 лет, запоминают интересные метафоры лучше, чем студенты. Они не стараются в точности воспроизвести предложение, а стремятся понять и запомнить смысл.

Прекрасно помнят пожилые люди и то, что было с ними много лет назад. События прошлого в пожилом возрасте приобретают новую окраску и значимость. Именно они дают пожилому человеку уверенность в том, что жизнь прошла не зря, и есть что вспомнить и чем гордиться.

По результатам исследований отечественных психологов, наблюдающих за изменениями возрастных функций памяти, было установлено, что основой памяти в пожилом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.

В подтверждение этого можно привести результаты исследования медицинской школы Маунт-Синай (Mount Sinai School of Medicine) в США. В ходе экспериментов было установлено, что некоторые способности человеческого мозга с возрастом только улучшаются. У пожилых людей ничуть не ухудшается долговременная память, а лексикон, эмоциональный интеллект и социальные навыки и вовсе становятся лучше. Что же касается кратковременной памяти, приобретенных навыков и способности размышлять, то они с течением лет действительно ухудшаются. Ухудшение памяти начинает сказываться в среднем к 37 годам, а способности, основанные на накопленных знаниях, такие как объем словарного запаса и общая эрудиция, возрастают вплоть до 60 лет.

В некоторых исследованиях отмечается, что сохранность функций памяти пожилых людей в значительной степени зависит от тренировки и особенностей той деятельности, которой они занимаются (Willis & Nesselroade, 1990). Более образованные люди начинают терять память позже, но процесс этот протекает с большей скоростью, чем у людей с более низким уровнем образования. Поэтому терапию, направленную на предотвращение или замедление связанных со старением явлений, тренировку своей памяти следует начинать намного раньше, чем когда люди уже приближаются к пенсионному возрасту.

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры