24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

На что жалуетесь?

5 мая 2011

При этом свои страдания мы расписывает красочно и образно, не жалея эпитетов и эмоций. Психологи даже говорят о таком типе людей - «вечный жалобщик».

Есть одна поучительная история о фермере, который всегда был чем-то недоволен. Однажды сосед, проходя мимо его поля, остановился и сказал «Какой у тебя замечательный урожай в этом году! Поздравляю!» Фермер недовольно проворчал «Хм, выглядит-то хорошо, а ты знаешь, как богатый урожай истощает почву!»

Известный психолог А. Адлер считал, что человек, постоянно жалующийся на судьбу, таким образом прикрывает собственную не успешность. Пускай лучше жалеют, чем завидуют.

Привычку быть чем-то недовольным и «плакаться в жилетку» он назвал психологическим защитным механизмом - «силой воды». Как вы думаете, о какой воде идет речь? Оказывается, о силе слез. Некоторые люди часто (а многие хоть иногда) плачут в прямом и переносном смысле, чтобы вызвать жалость. Мне не везет, потому что я не совсем здоров, мне не дают реализоваться обстоятельства, дети, зависть коллег или сосед, который мешает выспаться. Такой человек действительно вызывает сочувствие, глядя ему вслед, вздыхают и думают «какой бедняга!». Сначала этого беднягу жалеют, потом иронизируют по поводу его слов, в конце концов, и вовсе избегают.

У каждого из нас есть свои слабости и недостатки, все мы ищем сочувствия и поддержки. Это естественная человеческая потребность. И речь сейчас не об этом. Сам Адлер говорил, что такая психологическая защита как «сила слез» является тормозом на пути развития личности, если становится распространенным способом оправдания своей не успешности и чуть ли ни единственной манерой общения. Иногда человек привыкает к такому поведению и использует его выгоды для себя. Сила слез становится средством манипуляции другими людьми.

Часто мы обращаем внимание на отрицательные стороны жизни больше, чем на положительные. Мы ропщем, где должны благодарить. Мы смущаемся от разочарований, которые допускаются в нашу жизнь для личностного роста. А ведь перемены в нашей жизни скрываются под маской неприятностей. Лишения учат нас жизнестойкости и заставляют двигаться вперед. Страдания смиряют и дают ценный опыт терпения.

Если мы говорим о привычке жаловаться, то с таким же успехом можно приобрести в другую, более полезную привычку – привычку быть всем довольным. Можно начать хотя бы с того, чтобы вместо слов «какой кошмар и ужас» говорить «могло бы быть и хуже», «все не так уж плохо». Когда нас распирает от желания приукрасить свои страдания и рассказать о том, как мы героически выносим удары судьбы, можно просто улыбнуться и промолчать. В конце концов, можно пошутить или прямо посмеяться над собой и своими неприятностями.

В наших жалобах всегда есть демонстративность, а значит, желание быть в центре внимания. Демонстрация внимания к собственной персоне не только создает коммуникативный барьер, но и мешает быть внимательным к потребностям других людей.

«Уровень жизни некоторых людей измеряется количеством их недовольства»

Привычка жаловаться соседствует с постоянным раздражением и недовольством. Состояние постоянной раздражительности вызывает психологическую реакцию, в конце концов, изнашивающую не только артерии, но и иммунную систему.

Задумайтесь над результатами одного эксперимента, проведенного в 60-х годах. 150 студентам-медикам из одного американского университета были розданы анкеты с вопросами, выявляющими такие черты характера, как способность сердиться и раздражаться. В ту пору студентам было по 25 лет. Через четверть века ученые обнаружили, что из веселых и добродушных врачей, которые в молодости участвовали в эксперименте, 2% к тому времени умерли, а из раздражительных и проявляющих недовольство - 14%. Примерно те же результаты были получены на студентах-юристах.

Пожелаем нам всем меньше жаловаться и дольше жить!

Ольшевская Элеонора,

психолог, кандидат психологических наук

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры
Этот сайт использует cookies
Понятно