24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Дети и деньги: формируем экономическое мышление с детства

21 февраля 2011

Взрослые люди любят повторять фразу «не в деньгах счастье», при этом иронично замечая, что счастье в их количестве. В отношении денег существует двойная мораль - их рассматривают как чуть ли не самую важную вещь на свете, но при этом говорят о них, как о незначительной мелочи.

Новая денежная этика впитывается подрастающим поколением. И так как социальные установки детей складываются под влиянием значимых взрослых, прежде всего родителей, важно сформировать здоровое отношение детей к деньгам.

Психологи считают, что многие денежные расстройства имеют корни в семье. Родители выражают с помощью денег свои чувства по отношению к детям, поощряя их хорошие привычки и школьные успехи. Часто послания относительно денег бывают одновременно открытыми и скрытыми. Дети теряются в догадках, так как же надо относиться к деньгам, и их отношение к деньгам и богатству по типу родительских оценок оказывается неопределенным и непоследовательным.

Некоторые дети отвечают на родительские послания прямо противоположным поведением. У сверхбережливых родителей могут вырасти расточительные и неосмотрительные дети. В других семьях дети пытаются превзойти родителей в финансовом отношении. Некоторые дети демонстрируют подчеркнутое безразличие к деньгам. Их отношение к деньгам подразумевает, что они их не заслуживают.

Дети и карманные деньги:

Как отмечают психологи, предоставление детям большей свободы в плане траты ими личных денег может стать одним из важных рычагов урегулирования конфликтов в детско-родительских отношениях. Карманных денег по определению не должно быть слишком много. Их основные функции - учебная и «представительская», все остальные должны обеспечиваться из других источников.

Вопрос о том, сколько давать денег детям, как часто и с какого возраста, по-видимому, никогда не утратит своей актуальности. Посмотрим, как обстоит с этим дело в других странах. В Германии, например, сумма карманных денег и периодичность выплат закреплена законодательно. Немецкий ребенок в возрасте от 3 до 6 лет получает от родителей 50 евроцентов в неделю, в возрасте 7 лет ему выдается от 1,5 до 2 евро, в 10 – до 12 евро, пятнадцатилетнему подростку выдается до 20 евро на тот же срок. За невыполнение этих требований родители могут быть оштрафованы. Американские же педагоги еженедельные выплаты напрямую привязывают к возрасту ребенка, то есть в 6 лет он получает $6 а в 15 лет – $15 в неделю.

У нас в стране такой регламентации нет, но несмотря на это, наши дети тоже любят конфеты, жвачки и напитки, хотят копить на киндеры и новые наклейки, и с помощью этого учатся управлять собственной жизнью.

Для формирования здоровой установки по отношению к деньгам у детей как основы экономического мышления психологи рекомендуют следующее:

1. Не скрывайте от ребенка, каким способом зарабатываются семейные деньги, на что они расходуются.

2. Объясните, какой вид деятельности, какой доход приносит.

3. Попросите ребенка купить необходимые товары на определенную сумму и купите то же самое сами. Сравните, у кого лучше получилось и, почему.

4. Старайтесь, чтобы на игрушку ребенок копил сам, отсрочивая на какое-то время желанную покупку.

5. Если подросток хочет найти заработок, не отговаривайте, найдите вместе не тяжелый и безопасный вид деятельности.

Таким образом, распространенное мнение, что детям нельзя давать деньги, не только нарушает взаимопонимание, но и мотивационное развитие личности. При таком подходе происходит сознательное нарушение мотива денег как неблагопристойного, он перемещается в гипертрофированном виде на вершину мотивационной структуры личности. Или может быть такой вариант, когда мотив денег прячется в подсознание, давая о себе знать через искаженные компенсационные проявления естественной потребности материального благополучия. Свободное предоставление денег ребенку должно быть подкреплено его полноценной включенностью в экономическую подсистему семьи, что предполагает информированность о доходах семьи, об ее экономических проблемах, об источниках получения средств.

Ольшевская Элеонора,

психолог, кандидат психологических наук

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры
Этот сайт использует cookies
Понятно