24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Проблема отличниц

31 января 2011

Успешные женщины очень хорошо знают, что в профессиях, где доминируют мужчины, состояться довольно сложно, т.к. женщин часто недооценивают, им платят меньше и т.д. Так что женщинам приходится демонстрировать экстраординарные показатели, чтобы нормально конкурировать с сотрудниками мужского пола. Но очень не многие талантливые женщины знают, что одна из главных проблем, которую им нужно преодолеть на пути к успешности, заключается в них самих. Дело в том, что женщины оценивают свои возможности не только более строго, но и, в целом. Совершенно по-другому, нежели мужчины.

Весьма вероятно, что тот, кто является успешным профессионалом сегодня, был успешным учеником в школе. Психолог Кэрол Двек (Carol Dweck) из США еще в 80-х годах провела ряд исследований, чтобы узнать, как пятиклассники с хорошей успеваемостью реагируют на новые сложные материалы.

В итоге выяснилось, что девочки, когда им дают выучить что-то совершенно новое и сложное, быстро сдаются, и, чем выше их уровень IQ, тем более они склонны отказаться от поставленной задачи. Проще говоря, «круглые» отличницы показали себя наиболее беспомощными в такой ситуации. Мальчики, напротив, рассматривали новый материал как вызов. Который только подталкивал их к действию. Они оказались гораздо более склонными удвоить свои усилия, нежели отказаться от задачи.

Почему так происходит? Что делает умных девочек такими беспомощными? Единственное различие между мальчтками и девочками в пятом классе заключалось в их интерпретации сложности, т.е. в том, что для них значила задача выучить сложный материал. И в отличие от мальчиков, девочки гораздо быстрее начинали сомневаться в своих способностях, теряли уверенность, и в результате оказывались хуже в плане умения что-то выучить.

Исследователи нашли причину этого различия. По их мнению, она состоит в том, что в своем большинстве успешные ученицы полагают, что их возможности врожденные и неизменны, а успешные ученики считают, что могут развить свои способности путем усилий и практики.

Похоже, что эти разные взгляды формируются из-за ответной реакции родителей и учителей, которую получают дети в ответ на свои действия. Девочки, которые раньше учатся  контролировать себя и свое поведение и могут лучше следовать инструкциям, чаще поощряются за то, что «хорошо себя ведут». Когда мы успеваем в школе, нам говорят, что мы «умные», «сообразительные», «хороший ученик». Такие определения подразумевают качества (ум, сообразительность…), которые либо есть, либо их нет.

Мальчики часто довольно проблемны в воспитании и просто усадить их на место и обратить внимание на что-то бывает сложной задачей. В результате они получают гораздо больше ответных реакций в отношении своих попыток («если только сосредоточишься на этом, то сразу выучишь», «если немного приложишь усилий, получится»). Получается, что когда встает задача выучить что-то действительно сложное, что требует серьёзных усилий, девочки воспринимают это как знак, что они не достаточно «хорошие» и «умные», а мальчики как знак, что надо сосредоточиться и приложить усилия.

Став взрослыми, люди сохраняют эти установки в подсознании на протяжении всей жизни. А так как девочкам особенно свойственно считать свои способности врожденными и неизменными, они вырастают в женщин, которые, скорее, сделают вывод, что у них просто нет того, что требуется, чтобы стать успешным в определенной среде, и быстро сдадутся.

Получается, что даже если убрать все помехи на пути женщины к успеху, например к высокой должности в организации,  - и отсутствие равных возможностей, и все шовинистские стереотипы, и все проблемы, с которыми женщина сталкивается, пытаясь совместить карьеру с семье – всё равно сложность будет: женщина столкнется с тем, что её собственные (правда, уже, скорее, подсознательные) мнения относительно своих возможностей не дадут ей добиться максимального успеха.  Но, возможно, само понимание, что влияние детских установок вполне возможно в этой ситуации, способно подтолкнуть к тому, чтобы внушить самой себе, что улучшить свои умения, стать лучше всегда возможно, что, в итоге, повысит уверенность в своих силах.



Дарья Лапотко,
журналист портала "103.by"

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры
Этот сайт использует cookies
Понятно